Вторник, 25.01.2022
13:23
ГлавнаяГазетаОбществоЧто творится в аду?

Что творится в аду?

15 ноября 2017

Настоятель Калачевского Свято-Никольского собора отец Димитрий Климов рассказывает про учение о загробной жизни в современном богословии. Так, например, в аду нет сковородок, на которых якобы должны жариться грешники, а заупокойная служба поможет передать умершим родственникам частицу благодати.

В о времена средневековых богословов люди знали, что если будут вести себя правильно, то после кончины попадут в рай, а если наоборот – в ад, со сковородками, котлами со смолой и чертями....

– В традиционных православных взглядах на этот счет не поменялось ничего. Только сколько я ни читал святых отцов, нигде там о сковородках речи не идет. Здесь все зависит от того, как человек сам понимает счастье и страдание. Если для него самое страшное – когда его жарят на сковородке, его этой мукой и пугали. Это для тех, кто не способен понять, что самая страшная мука – не физическая, а духовная.

– Но если грешник и в этой жизни сознательно отказывался от состояния пребывания с Богом и бежал от него, то что страшного для него будет в том, что он будет лишен его в другой жизни?

– Дело не в том, что грешная душа этого не хочет, она этого просто органически не может. Так же как человек, который долгое время пребывал в сумраке, не может видеть яркий свет.

Некоторые святые отцы даже трактовали существование ада как проявление особого Божьего милосердия.

Понимая, что для грешной души близость к Богу мучительна, Он поэтому и создал такое место, куда не простирается Его свет, для пребывания этих душ. Когда мне начинают говорить, что все просто, исполняешь заповеди – спасешься, грешишь – будешь осужден, я отвечаю: все было бы просто, если бы Господь не сказал притчу о мытаре и фарисее. О человеке, который исполнял заповеди Божьи, все делал как положено, подавал милостыню, молился, постился, а в итоге Господь ему сказал: все это пустое, ты будешь осужден, а вот этот мытарь, который грешил напропалую, будет оправдан. Потому возникает некий когнитивный диссонанс, и мы не совсем понимаем, на что ориентироваться.

– А каким образом происходит страдание? В одном из романов Пелевина есть эпизод: герой купил брошюру о загробной жизни, прочитал, что в аду будет «скрежет зубовный», и чуть не сошел с ума, размышляя о том, «какие у души зубы».

– Думаю, это нужно воспринимать как шутку, потому что Пелевин – неглупый человек и, конечно, прекрасно понимает, что такое идиома. Для меня эта идиома имеет однозначную трактовку. «Скрежет зубовный» – это осознание человеком упущенной возможности. Потому что скрежещут зубами обычно не от боли, а от досады. Самый простой пример – кому-то на кассе магазина кассир предлагает купить на сдачу лотерейный билет за тридцать рублей. Тот говорит: «Пожалуй, нет, жалко денег». А стоявший за ним сосед купил этот билет и выиграл миллион рублей. И человек после этого переживает, сжимая зубы, – выигрыш был так близок и доступен, так легко было его получить, но он его лишился.

– Чем же может мыслить и чувствовать человек после смерти, когда все процессы в мозгу прекращаются и он разрушается?

– Я считаю, что связь личности человека с головным мозгом не столь очевидна. Откуда мы знаем, что все те же процессы, которые протекали в мозгу, не могут продолжаться независимо от него на каком-то другом, нематериальном уровне? Еще двести лет назад никто не поверил бы в то, что, сидя в Волгограде, можно свободно поговорить с человеком, находящимся в это время в Москве, потому что никто не знал о физических законах, которые могут это позволить. Так почему же мы уверены, что все знаем об окружающем мире сейчас?

– О неразрывной связи мозга с мышлением говорит тот факт, что повреждение мозга на физическом уровне, например, лоботомия, неизбежно сказывается и на состоянии мыслительных процессов.

– Речь идет не о том, что сознание независимо от мозга, а о том, что оно может продолжать существование и после его смерти. А то, что лоботомия прервала или законсервировала процессы, происходящие в сознании, это совершенно не значит, что они не могут быть восстановлены после его перехода на другой уровень.

– Какой практический смысл в заупокойных службах по усопшим?

– Легче всего это было бы объяснить с «юридической» точки зрения, чем страдало схоластическое средневековое богословие. В конце концов оно пришло к теории о сверхдолжных заслугах святых и распределении этих заслуг церковью. В двух словах заключается она в следующем: у святых было очень много заслуг, больше, чем надо для спасения, поэтому их излишки собираются в некую «копилку», откуда Церковь перераспределяет их между грешниками методом заупокойных молитв.

Православие придерживается иного взгляда, которое лучше всего выразил отец Александр Шмеман, говоря, что заупокойные молитвы – это не столько наши ходатайства перед Богом за умерших, сколько призвание их участвовать в нашей молитве. То есть не наши молитвы долетают до них в виде благодати или милости, а они сами каким-то духовным образом находятся вместе с нами в храме и молятся рядом. И это приближение к храму и евхаристии приносит им радость, счастье и облегчение. Вот такие два полюса существуют в видении и понимании заупокойных служб.

Роман Белоусов

Фото Кирилла Браги

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

 
Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru