Путь мирного воина: от казачонка до мудрого старца

Казачество – неотъемлемая часть истории и культуры нашего края. Мы часто видим казаков в патрулях на улицах, слышим о казачьих праздниках. Но многие из нас до обидного мало знают о ценностях и традициях этого гордого колоритного сословия. «Родной город» решил восполнить этот пробел.
Особенности раннего воспитания
По традиции с малолетства юные казачата учились у старших и перенимали обычаи многих поколений предков. Мальчики воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует.
Если смело брал их в ручки и играл – значит, вырастет хороший воин. Первый раз ребенок знакомился с воинской наукой в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вел его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крестный надевал на них обоих портупею. С трех лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле.
До семи лет он жил вместе с матерью. Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил на мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одернуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крестному. Казачат обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание границ.
С раннего детства казачонку давали возможность ощутить себя не только значимой частью семьи, но и всего сообщества. Приобщение молодого поколения к традициям самоуправления и внутренней организации казачьей станицы начиналось с посещения круга и схода – собраний для справедливости в решении вопросов.
Неотъемлемой частью семейного воспитания было народное творчество: музыка, танцы, фольклор.
Илье Акользину девять лет. Он учится в третьем классе. В его роду и по папиной линии, и по маминой – все казаки. Его родители признаются, что для них важно, чтобы сын помнил предков и рос достойным человеком. Папа Ильи Акользина Олег Александрович изучил генеалогическое древо своей семьи и древо семьи супруги Мещеряковой Анны Александровны до начала XVIII века.
Конечно, в современных реалиях ребенок не работает в поле. Однако он не понаслышке знает, что такое трудолюбие. Мальчик учится в музыкальной школе по классу фортепьяно, а также выступает чтецом на разных конкурсах и часто берет призовые места. Так он стал победителем конкурса «Сталинградская сирень – Сирень Победы».
Юный казак, продолжая традиции предков, выступает в фольклорном ансамбле. Вместе с коллективом он исполняет традиционные казачьи песни. Еще Илья занимается фланкировкой – это древнее искусство владения холодным оружием.
Взросление
По достижении призывного возраста – 17 лет – молодых казаков зачисляли в подготовительный разряд. Теперь главным занятием для них становилась подготовка к службе в строевых частях.
Казаки подготовительного разряда за три года до выхода на службу изучали уставы, наставления, оружие и его боевое применение, проходили курс ведения боя в пешем порядке и конном строю, учились преодолевать сложные препятствия, овладевали приемами джигитовки и рубки лозы. Немало времени отводилось на обучение лошадей, на которых казакам предстояло служить.
Полученные знания закреплялись на сборах в военно-полевых лагерях, учебная программа которых была максимально приближена к тому, чему обучали в действующей армии. Как правило, в конце сборов объявлялся строевой смотр. Приобретенные умения и навыки оценивала специальная комиссия, состоящая из представителей командования казачьих войск и старожилов станиц, откуда были родом призывники.
После окончания лагерных сборов происходила жеребьевка, определялось, кому из казаков предстояло первыми идти на службу.
Таким образом, в 21 год казак являлся на службу «конно, при оружии», обладая уже необходимыми моральными и боевыми качествами, полученными в процессе становления воином.
Нашему современнику Евгению Фролову 30 лет. Он специалист по работе с молодежью.
– После окончания вуза отслужил в рядах Российской армии в ракетных войсках. На гражданке занимался рукопашным боем, а в армии укрепил боевые навыки и знания в работе с оружием в ножевом и штыковом боях. Уволившись в запас, включился в военно-патриотическую работу по воспитанию подростков и молодежи, – вспоминает Евгений.
Волгоградец работает со школьниками и молодежными объединениями: проводит лекционные и практические занятия по истории казачества, мастерству владения оружием. Как работник окружного казачьего общества «Волгоградский казачий округ» организовывает спортивные и военно-патриотические мероприятия. Например, городскую Масленицу, спортивные соревнования между школами, памятные митинги и концерты к важным праздникам казачьего сообщества.
Еще Евгений руководитель военно-патриотического клуба «Вольный ветер Дона», в котором он готовит воспитанников к службе в армии – обучает рукопашному бою, тактическим приемам, устраивает полевые выезды.
Зрелость
Исторически у казаков сложилась культура почтительного уважения к старшему поколению: при появлении старика казаки должны были встать и при наличии формы отдать честь, а при ее отсутствии снять шапку и поклониться. При старшем нельзя было курить, сидеть и разговаривать без его дозволения. Нельзя было обгонять пожилого казака, для этого также нужно было спросить разрешения.
Эти обычаи казаки стремятся сохранить и сейчас. Потому в каждом хуторском, станичном, юртовом, окружном и тем более войсковом казачьем обществе были созданы свои Советы стариков, призванные оберегать и развивать казачьи традиции. Совет стариков является консультативным органом казачьего общества.
Членами суда чести могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки, по одному от каждого казачьего общества, входящего в состав отдельного воеводства.
Владимиру Васильевичу Сотнику 73 года. Он председатель Совета стариков окружной казачьей организации «Волгоградский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и член Общественной палаты Волгограда IV созыва.
– С 2005 года я возглавляю Совет стариков станицы, с 2013 года выбран председателем Совета стариков Волгоградского казачьего округа. Возглавляю его восемь лет, – рассказывает казак.
Основным направлением деятельности Владимир Васильевич называет работу с молодежью. Это и поддержка молодых казаков, и работа с кадетскими классами по всей Волгоградской области. Члены Совета входят в составы призывных комиссий и участвуют в работе военкоматов и воинских частей, где общаются с молодыми призывниками.
Очень важным в своей работе Владимир Васильевич считает влияние на морально-нравственное состояние казаков.
– У нас регулярно проходят встречи с казачьей сотней, где мы разбираем и обсуждаем нарушения. Ведь раньше всю жизнь казаки-старики занимались воспитанием молодежи, – улыбается мужчина. – И мы продолжаем эту традицию. Да, времена другие, мы не можем соблюдать традиции точь-в-точь, как век назад, к примеру, но в наших силах взять лучшее, что есть, и передать новым поколениям казаков.
Ирина Волченко. Фото автора и из личного архива героев публикации.