Четверг, 09.12.2021
17:13
ГлавнаяГазетаЖизнь Волгограда и областиРезиденция «лесного короля»

Резиденция «лесного короля»

24 ноября 2016

Недавно был на строительном рынке в районе Тулака. Обратил внимание на старинное здание. Хоть оно и облеплено рекламой, а местами облуплено, все равно чувствуется стиль. Не могли бы вы рассказать, что там было раньше и что сейчас? Александр Николаевич, Дзержинский район.

В редакцию «Вечерки» периодически поступают подобные вопросы. Хотя город сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у нас сохранилось немало зданий, о которых есть что рассказать и с точки зрения архитектуры, и в историческом плане. Наши эксперты готовы дать полный расклад по любому царицынскому особняку, культовому сооружению или постройке советских времен. Принимаем заявки.

Что касается упомянутого здания на оптово-строительном рынке, то это заводоуправление бывшей лесопилки.

– Больше 100 лет назад это здание принадлежало знаменитому на всю Россию купцу Петру Романовичу Максимову, – рассказывает краевед Роман Шкода. – Сам Максимов был из Ростова, но его лесопильные заводы стояли по многим городам. Был такой завод и в Царицыне. Согласно «Указателю фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» за 1887 год, завод Петра Романовича появился в нашем городе в 1881 году, в деревне Ольшанка (или Ельшанка – так и сегодня называют эту местность старожилы, такое имя носит и конечная станция метротрама). На 1887 год это был крупнейший лесопильный завод в городе.

По словам эксперта, Максимов был талантливым и весьма успешным бизнесменом. Он активно вкладывал в развитие и всегда искал новые пути. Одним из первых на Волге и на Дону он заменил широко распространенный сплав леса плотами на перевозки в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами. Для этого ему пришлось закупить целую флотилию судов. Одна из первых заводских электростанций также появилась в нашем горле благодаря Максимову. Собственно, она и дала название современной улице Электролесовской.

– Большинство купцов того времени ориентировалось на развитие в пределах своего региона. Максимов же расширял производство географически, приобретая земельные участки в Костромской, Пермской, Нижегородской, Вятской губерниях, организуя там заготовку и разработку леса, – продолжает Шкода. – Максимова звали «лесной король», «царь лесных бирж». Его лесопильные заводы в Ростове-на-Дону и Царицыне были паровыми, механическими. Считается, что своими достижениями в лесопромышленной отрасли он значительно способствовал и общему экономическому росту России.

Известно, что Петр Максимов содержал своего архитектора, имел постоянные артели строителей, возводил производственные и жилые здания на лесных дачах в российских губерниях, при каменноугольных шахтах Донецкого бассейна, грозненских промыслах, активно застраивал Ростов. "Наши" здания, вероятно, сооружались таким же образом, полагает краевед.

По мнению экспертов, сохранившийся особняк – это бывшее заводоуправление. В настоящее время памятник архитектуры находится в частных руках.

– В таких строениях, как правило, присутствуют подвалы, и они часто затопляемы. Помещения требуют правильного обращения, проветривания, иначе поражаются грибковыми заболеваниями, – говорит искусствовед Ольга Малкова. – Очевидно, что здание находится в бедственном состоянии и, конечно, нуждается в реконструкции. Но это очень дорого и без поддержки собственнику наверняка не обойтись.

1. «Проектировщик явно планировал что-то необычное: углы здания облицованы камнями с грубо отесанной поверхностью, то есть рустом, пилястры – вертикальные выступы стены – также рустованные, – говорит архитектор Петр Олейников. – Но в целом здание эклектично».

2. «Будка» на крыше перестроена в наше время. Нельзя точно сказать, для чего она служила изначально. Либо это мезонин, своеобразная доминанта дома и часть декора, либо оттуда велось наблюдение за окрестностями. Балкончик у «будки», скорее всего, – конкретное пожелание заказчика.

3. Вход-портал как приглашение к зданию. «Опоры, скорее всего, перестроены значительно позже, они слишком скучны по отношению к остальным элементам», – полагает искусствовед Ольга Малкова.

4. Навес над входом. Если предположить, что на втором этаже было административное помещение, то директор мог выйти на козырек и поприветствовать кого-то или сделать объявление для тружеников.

5. «Большая высота окон – это эхо стиля рококо XVIII века, – комментирует Ольга Малкова. – Окна в таком стиле можно наблюдать во дворцах в Петербурге. У них мелкая расстекловка, но гигантский размер самих окон».

6. «Небольшие карнизы над окном, дверью или нишей называют сандрики, – говорит Ольга Малкова. – Этот элемент пришел из барокко. Это красота ради красоты, здесь отсутствует практическая функция. Они треугольные, равновесные, строгие».

7. Балясины (фигурные столбики в виде колонн, поддерживающие перила ограждений) тяготеют к образцам русского стиля, имитируют резьбу по дереву. «Обычно балясины состоят из более изящных элементов. Здесь они очень простые», – отмечает Петр Олейников.

8. Небольшое окошко. «Я думаю, это служебный этаж. Там мог располагаться кабинет хозяина», – полагает Ольга Малкова.

Источник «Вечерний Волгоград»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru