В Волгограде разыскиваются модели картин художника Виктора Лосева
Мы рассказывали о фестивале, посвященном памяти волгоградского художника Виктора Лосева. Долгие годы наследие художника считалось утраченным – в 1969 году в его мастерской случился пожар, в огне которого погибло около 300 полотен. После этого Лосев стал дарить свои шедевры людям в надежде, что в частных коллекциях они сохранятся лучше. Участники проекта задались целью разыскать картины Лосева и объединить их в одну большую выставку.
Вглядитесь в эти лица
На сегодняшний день, как сообщили нам организаторы акции, найдено 156 работ, среди которых 54 безымянных портрета горожан.
– Мы хотим собрать истории встреч волгоградцев с мастером, сохранить их как часть его наследия, – объясняет куратор проекта Татьяна Родионова. – Уже нашли четверых героев его портретов, но хотим, чтобы все полотна «заговорили». Поэтому мы обращаемся к читателям «Волгоградки» с просьбой: вглядитесь внимательно в эти лица, вдруг на этих портретах вы узнаете своих родных, друзей, коллег?
Картины Виктора Лосева и истории встреч волгоградцев с мастером будут представлены на фестивале «Извините, вы не видели Лосева?», который состоится в Волгограде 15 мая. Именно в этот день у мастера сгорело почти три сотни полотен, созданных им с начала творческой деятельности. Открытие фестиваля пройдет сразу на нескольких площадках – это и театральные постановки захватывающих историй из жизни художника, и концерты живой музыки, и выставки. Также в программе фестиваля мастер-классы, отдельная площадка с конкурсной программой для детей, светодиодные экраны с возможностью просмотра множества репродукций Лосева и многое другое.
В рамках фестиваля планируется ряд выставок, выпуск серии открыток. Масштабный флэш-моб объединит музеи, галереи, сообщества ценителей искусства, профессиональных и юных художников, когда они выйдут на улицы города и будут рисовать его улицы и прохожих. Так же, как это когда-то делал Виктор Лосев.
Запечатлел утраченный облик
Волгоградские старожилы частенько видели Виктора Лосева с мольбертом, когда он в любую погоду рисовал уличные сценки, дома, природу, гуляющих и спешащих по своим делам современников. Он писал готовящихся к экзаменам студентов, их преподавателей, стариков, красивых девушек, пионеров, малышей. Порой свои работы он запросто дарил понравившимся моделям. Как знать, может, кто-то из ваших знакомых является счастливым владельцем такого рисуночка? Иногда автор их делал на самой невзрачной дешевой бумаге. И не только кистью, но и цветными карандашами.
Чаще всего его встречали в сквере им. Саши Филиппова, на Аллее Героев – напротив медицинского университета, на улицах Циолковского и Краснослободской, в лесопарке «Бакалда». По сути, картины Виктора Лосева запечатлели утраченный облик Волгограда 1970-х и его жителей – ведь все это он писал с натуры. Признание пришло к Виктору Лосеву уже после его смерти, и он это знал, частенько повторяя: «Меня признают только после моего ухода». Для нашего поколения Лосев стал легендарной фигурой.
«Его нельзя было не любить»
Современники запомнили Виктора Лосева как бессребреника, бескорыстно преданного искусству, никогда не поддававшегося мейнстриму, одинокого и погруженного в свое творчество человека. Его легкий, импрессионистичный авторский стиль сильно отличался от официально главенствующего соцреализма. «Опять в тему не попал», – комментировал он, когда в очередной раз его работу не брали на выставку. В Союз художников его приняли незадолго до кончины.
До последних дней Лосева не признавали, а порой и унижали некоторые собратья-художники, точнее, смотрели на него свысока, как на чудаковатого простака не от мира сего.
– Он был доброй, неприкаянной душой, его нельзя было не любить, – говорит друживший с Лосевым известный волгоградский художник Рудольф Паранюшкин. – Его любили даже те, кто не воспринимал всерьез.
Институт региональной экономики и социального проектирования облек историю жизни художника в формат, который должен заинтересовать не только искусствоведов, но и обычных горожан. Многое для сохранения памяти о нем сделали галерист Ирина Басова и искусствовед Татьяна Гафар. Ее очерк о художнике, который называется «Импрессионист в муниципальном городе», опубликован в ежегоднике «Альтернативы регионального развития» за 2014 год.
Огласка на всю страну
Беда в мастерской Лосева случилась в мае 1969 года, когда у мастера сгорели сотни картин и этюдов, графических листов, хранившихся в подвале, который служил ему мастерской. Подвал был отдан под магазин «Химреактивы», заведующий, не потрудившись предупредить владельца, велел погрузить произведения Лосева в машину и отвезти на свалку, где их уничтожили. Это была огромная трагедия. Художник лишился всего, над чем работал. Та история приобрела огласку на всю страну. «Комсомолка» напечатала очерк о вандализме и получила несколько мешков писем возмущенных таким варварством читателей. Тем более удивительно количество того, что он создал после этого чудовищного происшествия.
Проект ждет реализации
В 1995 году, спустя неделю после смерти художника Виктора Лосева, вышел альбом «Волгоградский художник», где воспроизвели его работы. Альбом вызвал большой интерес ценителей искусства. В 2000 году коммерческий банк приобрел 200 картин Лосева и выпустил первый каталог его работ. В Волгограде в художественной галерее АrtSalon прошло девять выставок, посвященных Виктору Лосеву. Картины его также приобрели известные волгоградские коллекционеры. В реестре порядка 19 крупных частных владельцев его работ. Одной из самых больших коллекций владеет ректор Волгоградского медицинского университета Владимир Петров. А не так давно заслуженный художник России, скульптор Сергей Щербаков сделал проект памятника художнику. Это фигура уличного живописца с мольбертом, ставшего неотъемлемой, хоть и незаметной, частью своего родного города. Было предложено установить скульптуру на Аллее Героев, другой вариант – на Центральной набережной. Проект ждет финансирования и реализации.
Внимание, неравнодушные горожане!
В Волгограде ищут людей, изображенных на холстах и листах картона тонким и самобытным художником Виктором Лосевым (1926–1995 гг.), оставившим огромное наследие пейзажей и портретов, этюдов, рисунков, набросков, воспевавших наш родной город – его бульвары, парки, набережную, людей.