Вторник, 26.10.2021
21:18
ГлавнаяГазетаЖизнь Волгограда и областиВера Корчагина: «Уроки жестового языка пора вводить в школах»

Вера Корчагина: «Уроки жестового языка пора вводить в школах»

13 октября 2016

В Волгограде проходит фестиваль жестовой песни «Как взмах крыла». За два десятка лет он обрел бешеную популярность и статус события всероссийского масштаба. Это неудивительно, ведь ребенок всегда остается ребенком – ему хочется бегать, прыгать, петь и танцевать. Даже если он ничего не слышит.

Идейным вдохновителем фестиваля является руководитель волгоградской общественной организации «Аленький цветочек» Вера Корчагина. Она рассказала «Вечерке» о тонкостях жанра.

Творческий полет

– Фестиваль стал визитной карточкой Волгограда. К нам приезжают талантливые ребята с нарушением слуха со всей страны. Как родилась идея столь необычным способом популяризировать творчество людей с инвалидностью?

– Фестиваль жестовой песни возник спонтанно, в конце 2003 года. Оставались деньги и хотелось сделать что-то необыкновенное, новое для нашего города. Мы видели, как дети занимаются жестовой речью и решили превратить эти жесты в музыку, песню. Название фестиваля родилось, когда я следила за жестикулирующими детками – их руки двигались, как крылья у птицы. Возникало ощущение воздушности, полета. У них необыкновенная пластика, движения тела, изящество. Все это завораживает. Сейчас название «Как взмах крыла» известно всей стране. Сначала фестиваль проходил как межрегиональный, но в 2014 году изменил статут и стал Всероссийским.

– Наблюдать за исполнением жестовой песни впервые непривычно. Знакомая музыка, но незнакомые жесты. Как происходит переложение слов в знаки?

– Жестовый язык – он как иностранный, ему нужно учиться. Я сама этого не делаю, моя задача – вдохновлять сурдопедагогов, именно они помогают детям в постановке номеров. Специалисты переводят слова на язык жестов. При этом один жест может выражать и отдельную букву, и целое предложение.

Сценический номер, хоть и сделан людьми без слуха, всегда оформлен музыкально. Он похож на стандартное выступление певческого артиста. Как правило, дети исполняют хиты российских композиторов.

– Сколько времени уходит на подготовку выступления «поющих рук»? Как изменился подход к этому жанру с 90-х годов?

– Все зависит от способностей ребенка, кто-то готовится две-три недели, другим на подготовку не хватает и двух месяцев. Большую роль играет и то, насколько нарушен слух ребенка. С тотально глухими намного сложнее, с теми, кто слышит музыку – проще, они быстрее запоминают и движения, и жесты. Поэтому принимать заявки на фестиваль мы начинаем в феврале, хотя сам он проходит в октябре. Такого промежутка времени хватает всем участникам. В редких песнях повторяются движения: как не бывает идентичных песен на эстраде, так и каждый номер получается особенным. В этом году я впервые попробовала себя как режиссер и помогла поставить нашему воспитаннику Юрию Власову три песни. Каждый наш номер – это мини-спектакль. Наша цель – сделать его интересным для всех.

Фестиваль пользуется огромной популярностью у слышащей аудитории. Все выступления, включая отборочные, проходят с аншлагом. Этот фестиваль изменяет менталитет наших людей, делает их добрее в отношении к инвалидам.

Если на первом фестивале в зрительном зале были только глухие, то сейчас больше всего у нас слышащих. Поменялся подход к фестивалю и у самих участников. 20 лет назад им было все равно, в чем выходить на сцену, сейчас же они шьют костюмы, создают декорации, которым позавидовал бы сам Филипп Киркоров.

В мире говорящих надо подстраиваться

– Не раз обращала внимание, что даже тотально глухие люди пытаются говорить. Это инстинктивно? Говорят ли в жестовой песне?

– Понимаете, у нас есть школы для глухих ребятишек в Волжском, Ленинске, Волгограде, где педагоги учат их говорить. Пусть плохо, но понятно. Я убеждена, что людям с нарушением слуха нужно стараться общаться с миром слышащих. Если ты живешь в мире слышащих, ты должен подчиняться их законам. Говорят же, если ты приехал в другую страну, должен выучить их язык. Здесь – то же самое. Мы сейчас стараемся расширить рамки изучения жестов путем привлечения детей на различные фестивали и соревнования. Но и сами дети должны стремиться к самосовершенствованию.

– Может ли ребенок улучшить свои слуховые возможности, погружаясь в музыку жестов, разучивая слова и движения?

– Нет, здесь скорее у ребенка проявляются творческие способности. Он учится актерскому мастерству, умению владеть собой, своим телом, умению общаться со зрителем. Творчество – это же большой стимул для дальнейшего роста, принятия себя. Когда они видят, сколько людей в восхищении поднимают руки вверх (манера приветствовать глухонемых, «немые» аплодисменты. – Прим. Авт.) они чувствуют, что не чужие в этом зале, в этом мире. Многих из деток замечают члены нашего жюри. У нас обычно оценивают таланты ребят не только представители Волгоградской области, но и приезжие гости. Постоянный наш партнер Николай Чаушьян – директор и режиссер Театра мимики и жеста в Москве, а также гости из московского специализированного института искусств и культуры. Самых талантливых приглашают на обучение, многие потом остаются работать в театре мимики. Бывает, ребята, благодаря нашему фестивалю, устраивают и свою личную жизнь. Одна из наших воспитанниц во время гастролей в Тамбове вскружила голову местному мальчику. Он приходил на каждое ее выступление, пришел нас проводить на вокзал, а потом приехал в Волгоград. Они уже много лет женаты, воспитывают детей.

Язык жестов – в школы

– Вы сами пробовали обучаться этому искусству? Не хотели бы тоже выйти на сцену?

– Специально с педагогами языку я не обучалась, нам помогали в деле понимания друг друга дети. Я хоть и стараюсь, чтобы они говорили, но жесты все-таки остаются в приоритете. У меня начиналось с того, что я их просто чувствовала, некоторые движения понятны на уровне психологии. Потом начали осваивать слова через детей. Они очень хорошо читают по губам, и когда я спрашивала какое-нибудь слово, они с удовольствием его показывали. Конечно, были и забавные случаи. Любой жест при неловкой трактовке можно превратиться из приветственного в нецензурный. Детей всегда это очень смешит, но они понимают, что мы учимся и всегда готовы исправить. Вообще, изучение жестового языка, жестовой песни это не просто интересно, но и полезно для человека слышащего. Например, студенты, не открывая рта, незаметно для преподавателя могут подсказывать друг другу. Влюбленные – без стеснения говорить о своих чувствах в толпе. Это своего рода секретный язык, которым можно увлечь ребенка. Лишним такое знание точно никогда не будет.

– У нас сейчас огромное количество кружков и секций для детей, если жестовый язык настолько практичен, может, пора открывать кружки жестового пения?

– Я только за! В этом году мы отмечали 20-летие лагеря «Мечта», в котором отдыхают летом дети с инвалидностью совместно со здоровыми ребятами. У нас каждый год в программе стоят кружки и один из них – кружок жестовой песни. Дети слышащие записываются в него, разучивают песни и в конце лагерной смены, на отчетном концерте дарят свои выступления глухим деткам. Им интересно это, как и все новое. Такие вещи стирают грань между здоровыми и больными детьми.

Наша справка

Приходите смотреть песни

В фестивале жестовой песни «Как взмах крыла» принимают участие 123 исполнителя из 17 регионов страны. Гала-концерт пройдет 14 октября в 16.00 в Музыкальном театре. Для зрителей подготовлено много сюрпризов. Вход бесплатный.

Кстати

Слабослышащим не хватает переводчиков

По словам Веры Корчагиной, нехватка сурдопереводчиков – большая проблема. В мире глухих они незаменимы: сопровождают в судах, поликлиниках, решают проблемы ЖКХ.

Долгое время профессия сурдопереводчика не считалась отдельной специальностью. Только в 1992 году ее ввели в высших учебных заведениях.

Сегодня на языке жестов общаются миллионы людей во всем мире. Этот язык универсален, а в некоторых странах мира, как в Новой Зеландии и Исландии, языку жестов присвоен статус второго государственного.

В Волгограде обучиться сурдопедагогике может каждый, кто уже имеет высшее образование. Кандидатов ждут на факультете дополнительного образования в педагогическом вузе.

Источник: «Вечерний Волгоград»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru