Волгоградец изобрел уникальный конструктор для обучения детей

45‑летний Алексей Ивченко придумал, как вовлечь школьников в активное изучение математических дисциплин. Он создал конструктор трансформируемых моделей, благодаря которому дети смогут с интересом обучаться тому, что обычно для них скучно и непонятно, а также развивать другие свои навыки.
Его идея уже была массово опробована в Южной Корее и отмечена заслуженным вниманием со стороны министерства образования этой страны. Теперь волгоградский изобретатель хочет внедрить свою разработку в России.
Помочь в математике
К тому, чтобы внести свой вклад в науку и инженерные дисциплины, Алексей шел давно. По его словам, он исподволь тяготел к этому с юного возраста.
– Ребенком я любил играть с различными версиями детских строительных наборов, – вспоминает он. – А профессионально я связан с конструкторской и проектной деятельностью с 2000 года.
Однажды волгоградец обратил внимание на то, что существует большая проблема – как заинтересовать школьников изучением математических дисциплин. Ведь предметы сложные, и не все дети с охотой занимаются этими науками. Поэтому Алексей решил создать в помощь специальный конструктор.
– Его можно использовать в целях популяризации науки, выработки исследовательских качеств, повышения интереса подростков к учебе, – перечисляет преимущества своей разработки изобретатель.
Так что же представляет собой этот конструктор? Волгоградец объясняет, что создал систему из двух типов деталей, сборно-разборное сочетание которых позволяет создавать различные варианты трансформируемых конструкций.
– Мы живем в мире искусственной предметной реальности – это дома, автомобили, интерьеры, все, что нас окружает, это объекты, не меняющие своей формы, – говорит ученый. – Но эволюция формообразования имеет неизбежную тенденцию к тому, что искусственная реальность должна стать адаптивной.
Волгоградец уверен, что научно-технический прогресс приведет к замене привычных статичных форм на динамические, адаптивные. Собственно, это и показывает его конструктор.
Полезный и дешевый
К слову, наш земляк является автором целого ряда запатентованных решений в области авиастроения, которые преимущественно касаются адаптивной механизации крыла с использованием реконфигурируемых пространственных форм. Ну а детский конструктор – конечно, более простая вещь, но тоже очень полезная, уверен Алексей.
Ученый считает: его изобретение может стать современным наглядным пособием и в игровой форме способно донести до детей представление о математической топологии, комбинаторике, теории групп, теории графов.
– Но конструктор также может служить игровым, развлекательным, развивающим целям, – говорит наш собеседник. – Это и развитие мелкой моторики у детей, и пространственного мышления, и навыков конструирования.
В отличие от известных вариантов детских конструкторов, тот, что придумал наш земляк, имеет свои особенности.
Например, популярный Lego имеет бесконечную номенклатуру деталей и представляет собой универсальную систему, – говорит Алексей. – А вот разработанная мною система сосредоточена на воспроизведении изменяемых пространственных форм и имеет ограниченную номенклатуру деталей, всего два типа с низкой материалоемкостью. Последнее делает конструктор технологичным, простым и дешевым для серийного производства.
«Игры, которые лечат»
Волгоградец уверен: если его изобретение получит широкое распространение, оно принесет свои плоды в сфере дополнительного образования детей и развития инновационных образовательных подходов и практик.
Но первыми разработку оценили за рубежом. На момент, когда идея продукта была оформлена и прошла ряд презентаций, она не вызвала серьезного интереса в России у тех, кто мог бы ее внедрить, и волгоградец отдал свои материалы учителю математики из Южной Кореи.
– А он успешно использовал свой конструктор трансформируемых моделей в качестве наглядного пособия по математическим дисциплинам на своих занятиях, а также при организации демонстрационных стендов на массовых тематических образовательных мероприятиях, – рассказал Алексей.
В итоге от Минобразования Южной Кореи получено официальное признание образовательной ценности конструктора. А затем идею оценили и в России.
– На конкурсе «Инновация для детства» в Москве получен диплом 1‑й степени в категории «Инновационная идея» в номинации «Игры, которые лечат», – говорит изобретатель. – Дело в том, что в дополнение к своему образовательному назначению конструктор был представлен в качестве медицинского средства реабилитации и абилитации.
В Волгоградской области разработка заняла 1‑е место в конкурсе «Лучший социальный проект – 2018» в сфере дополнительного образования детей. Теперь, считает автор идеи, дело за тем, как внедрить его разработку.
– Я хотел бы найти заинтересованных лиц для серийного массового производства продукта и организации системы дополнительного обучения с его использованием, – отмечает Алексей Ивченко. – Мечтаю, чтобы моя идея получила широкое распространение и принесла пользу!
Евгения Савичева. Фото Алексея Ивченко.