Звезда СТС Ольга Лерман: «Каждый человек в нашей жизни – это наш учитель»
Яркая актриса, известная зрителям своими сильными сценическими работами и участием в рейтинговых ТВ-проектах, в детстве серьезно увлекалась танцами и мечтала о карьере балерины.
О своем участии в проекте канала СТС «Родком», о режиссерах, с которыми ей удалось поработать, рассказала Ольга Лерман.
– Сериал СТС «Родком» уже отмечен призом зрительских симпатий на фестивале «Пилот» – почему всем так понравилась история?
– Я думаю, потому что сейчас люди моего и старшего поколений сталкиваются с родительскими комитетами, бесконечными чатами и всяческими активностями, которые происходят в школах. Кроме того, у нас получилось интересное противостояние взрослых и детей. Последние, кстати, оказываются гораздо опытнее.
– Много возникало вопросов к вашей героине, когда вы читали сценарий? Изменилось ли ваше отношение к ней?
– Если честно, она меня сначала совсем не привлекла. (Улыбается.) Я даже немного испугалась, потому что, прочитав все, вдруг поняла, что я ее буквально ненавижу. Суркова из пилотной серии отличалась от Сурковой в сезоне. Со мной такое впервые, поэтому я не очень понимала, как мне с этим идти дальше. Я думала, что она надоедливая, местами глупая, совершает странные поступки, занудная, периодами без чувства юмора. Вот все, что в ней есть, я как раз и не люблю в людях. Но однозначно я такое раньше не играла, поэтому было интересно. Пришла мысль, что я должна ее пожалеть в этом буйстве чувств. Кроме того, Света мне показалась очень несчастной женщиной, которая придумала себе жизнь, какую-то параллельную реальность. Она не знает, что такое настоящие объятия, поцелуи, чувства, что такое настоящая жизнь.
– В сериале вы играете в паре с Виктором Хориняком – как сложились ваши отношения?
– Для меня было важно, что мы доверяем друг другу, что заодно, что можем договориться. Витя оказался хорошим и чутким партнером.
– В проекте также снимается много детей – удавалось быстро найти общий язык с ними?
– Мне кажется, работая с детьми, очень важно, чтобы они тебе доверяли. В нашем проекте дети уже давно в профессии, уже что-то знают, в каких-то моментах даже больше меня. Я иногда слушала их и удивлялась, училась у них, потому что это поколение мыслит в тысячу раз быстрее.
– На этом проекте вы работаете с женщиной-режиссером, это как-то меняет атмосферу и результат?
– Женщины чувствительнее, эмоциональнее, в то же время иногда действуют рациональнее, чего от них совсем не ждут. Все женщины-режиссеры, с которыми я работала, были совершенно разные. Например, мне нравится, что Маша Кравченко, режиссер «Родкома», нетривиально мыслит. Она с первого дня предлагала много идей касаемо поведения героев, развития сцен. У нее очень интересная фантазия, и она умеет «летать» внутри нее, чувствует свободу. Иногда это мешает режиссеру, бьется о продюсерские и операторские решения, но Маша находила пути, как реализовать свои замыслы.
– Вы несколько раз переезжали, в каком городе чувствуете себя как дома?
– Если честно, мне везде хорошо. Но особенно люблю бывать в Израиле, где земля принимает меня, сколько бы я там ни была. И дело не только в том, что я еврейка. Я все прошлое лето провела в Тель-Авиве, жила в разных районах, в благополучных и не очень, но везде чувствовала себя великолепно. Может, из-за того, что там чудесная погода, солнце и море, свежие фрукты. Все-таки я южный человек, родилась в Баку, снег и дождь меня угнетают. Надеюсь, что ситуация с вирусом изменится и я буду чаще путешествовать. Кстати, пока не нашла места, где я бы могла сказать: «Вот здесь я готова прожить до самой смерти». Такая маленькая жизнь, такая короткая, хочется все увидеть, везде поездить, насмотреться, начитаться, налюбоваться, насколько это возможно.
– Ваши родители творческие люди, вам важно их мнение?
– В Баку уважение к родителям и семейственность – самое важное. Я думаю, что для мамы и папы стало шоком, что я уехала в Россию. Они очень переживали, потому что, конечно, Россия отличается от Азербайджана. Сейчас они не жалеют, что я выбрала такой путь. И в целом они меня поддерживали во всех начинаниях. Мама говорит: «Надо попробовать, чтобы потом не жалеть».
– Вы ведь играли на сцене Анну Каренину, Татьяну Ларину?
– Каждая из этих ролей стала для меня неожиданностью. Я помню, когда мне доверили Анну Каренину, я была, мягко говоря, в шоке: мне двадцать три года, я всего лишь семь-восемь месяцев в театре. Я знала, что будут ставить «Анну Каренину», но была уверена, что мне дадут роль Кити. И не могу сказать, что мечтала об этом. Конечно, мне хотелось сыграть что-то важное, что-то глубокое. Но, если честно, в двадцать три года я была абсолютным ребенком. И когда мне дали Анну Каренину, не очень понимала, откуда найти в себе такой опыт, потому что некоторые чувства героини мне были незнакомы. Я осознавала, что нужно начитаться, насмотреться, наслушаться, поэтому дергала педагогов, перечитывала Толстого, пересматривала фильмы, балет, потому что у нас пластический спектакль. Спасибо режиссерам – они поддерживали и подкидывали «спасательный круг», когда нужно.
– Вам повезло работать с выдающимися режиссерами Юрием Бутусовым и Владимиром Мирзоевым...
– Да, мне действительно повезло. Каждый из них во мне открывал что-то такое, о чем я даже не догадывалась. В этом смысле Владимир Владимирович очень доверяет артисту. Для меня было важно, что он верит мне, дарит свободу. Мирзоев первый, кто доверил мне роль отрицательной героини. Бутусов же «оголяет» артиста: счищает весь налет, и ты свой багаж ролей просто оставляешь за порогом репетиционного зала. Я Юрия Николаевича обожаю. Он сам как оголенный нерв, оттого невероятно трепетный и настоящий. У него не страшно пробовать все.
– А как складываются отношения с режиссером и по совместительству худруком театра имени Вахтангова Римасом Туминасом?
– Я уважаю Римаса за то, что он воспитывает вкус у артиста, что, на мой взгляд, очень важно, потому что вокруг творится культурный хаос. Сейчас довольно сложно отсеять зерна от плевел. И в этом смысле, конечно, Туминас для меня учитель. Хотя помню, на первых репетициях было тяжело, я не понимала, что он хочет. Мы будто разговаривали на разных языках. Но сегодня я счастлива, что иногда ему даже не нужно ничего мне говорить, он просто может посмотреть в мою сторону, как-то прищуриться, повести рукой, и я пойму, что он хочет. Думаю, каждый человек в нашей жизни – это наш учитель. А талантливый режиссер для артиста – это подарок судьбы.
> Досье «Родного города»
Ольга Лерман, российская актриса театра и кино.
Родилась: 25 марта 1988 года в Баку.
Образование: в 2011 году окончила Щукинское училище и была принята в труппу московского Театра имени Вахтангова. Вскоре она стала одной из ведущих актрис театра.
Карьера: среди ее театральных работ Кармен, Дездемона, Татьяна Ларина, Анна Каренина. Сыграла в фильмах «Один вдох», «Калашников», «Тайны госпожи Кирсановой», «Красавчик» и другие.
Награды: театральные премии «Золотой лист» и «Хрустальная Турандот».
Марина Дорошева. Фото из архива Ольги Лерман.