«Самым страшным был Беслан»: Артем Лисс поделился секретами мастерства

Впервые в Волгоградской области состоялся финал конкурса «ТЭФИ-Регион». Телевизионные студии, кинокомпании, продюсерские центры и редакции со всей страны собрались в Волгограде, чтобы обменяться опытом, продемонстрировать свое творчество. Мастер-классы провели и именитые журналисты. «Родной город» пообщался с одним из гостей, Артемом Лиссом – экс-главой Европейского департамента Всемирной службы Би-Би-Си, а ныне директором компании, занимающейся цифровым маркетингом.
«Главное – не врать»
– Артем, почему решили прийти в журналистику?
– Я всегда считал, что нет другого такого занятия, которое позволяет ездить в интересные места, общаться с интересными людьми, потом рассказывать о них истории, и тебе еще зарплату за это платят. Что может быть лучше?
– Что главное для вас в работе?
– Не врать! Не преувеличивать, но и не преуменьшать и не «бронзоветь». Ведь главное – твои герои, события, о которых говоришь.
– О чем вы никогда не будете рассказывать?
– (Смеется.) Наверное, о спорте, потому что в нем ничего не понимаю.
– А любимые темы есть?
– Люди. Их истории, судьбы. Не очень люблю политическую журналистику, экономическую, дипломатическую. Хотя приходилось и этим немало заниматься.
– Вы часто ездили по миру, работали в том числе во многих горячих точках. Что оставило самые глубокие воспоминания?
– Самым сложным был Беслан. Ничего сложнее не было и, надеюсь, не будет уже. Так получилось совершенно случайно, что в тот момент, когда начался штурм здания, я находился на дороге, по которой из школы ехали скорые с детьми. Ничего страшнее я в своей жизни не видел. Скорые ехали на огромной скорости, и в некоторых были приоткрыты двери, возможно, по какой‑то необходимой причине, и видны внутри были дети. Ничего страшнее не было.
– А что запомнилось с положительной стороны за время работы?
– Мы делали документальный фильм, который назывался «На «Волге» по Волге». Мы купили старую, еле «живую» «Волгу» и поехали на ней от Москвы до Каспийского моря. В каждом месте, где останавливались для съемок, старались выбрать то, что ярко характеризует регион, говорили с людьми. Например, в Волгограде мы встречались с молодежной организацией, которая помогает ветеранам. В Энгельсе говорили с людьми, которые пилотируют
Ту-95 и Ту-160. На Каспии встречались с жителями Дагестана, говорили о роли религии в жизни этой республики. И мне кажется, что ничего более интересного, чем вот такое широкое представление о жизни людей в наших регионах, я не делал.
«Хотел быть хирургом»
– Чем вам интересен Волгоград? Какие впечатления от города? Что хотели бы о нем рассказать?
– В первый день форума мы были на Мамаевом кургане. Конечно, он производит неизгладимое впечатление. Здесь чувствуешь, насколько то, что произошло, масштабно, велико. Думаю, здесь ощущаешь себя песчинкой в Солнечной системе в масштабах истории.
– Если бы не журналистика, какую сферу выбрали бы? Кем хотели быть?
– Врачом. У меня дедушка был хирургом, и я очень хотел быть хирургом, но сложилось так, как сложилось, и, наверное, это к лучшему.
– Чему вас научила работа в BBC?
– Мне кажется, задавать вопросы самому себе. Скептически относиться к тому, к чему привык, бороться с собственными стереотипами.
– На просторах интернета о вас можно найти такие характеристики: «Называет себя байкером и мучителем фортепиано». Что из этого соответствует истине?
– Да все. Байкер – потому что в свое время купил мотоцикл, чтобы ездить на нем на работу, потом втянулся и не мог остановиться. Тогда купил совсем «махонький», а сейчас у меня мотоцикл BMW 1200 – большая машина. Мучитель фортепиано – потому, что я всю жизнь хотел научиться играть на нем, но так получилось, что у меня нет ни слуха, ни чувства ритма, поэтому я именно мучаю фортепиано, а кроме того, еще жену и соседей.
– Что из ненаписанного хотели воплотить?
– Есть мечта, которая, надеюсь, рано или поздно реализуется. Я был в Кении в национальном парке Масаи-Мара. Мне стало интересно, что происходит в тех частях парка, которые нам как туристам не видны. Как работают ветеринары, кто занимается тем, чтобы трава вдоль дороги, по которой едет машина с туристами, была именно такой высоты, и почему на людей, которые стригут эту траву, животные не нападают. Мне кажется, было бы интересно рассказать о том, что происходит «за кулисами». У нас сейчас продукт новый, который мы делаем, пока даже названия официального у него нет, он еще не появился в публичной сфере. Условное название «В часе от Лондона» – цикл аудиорассказов о каких‑то неочевидных вещах.
– Вы там о чем расскажете?
– Я сделал «пилот» про деревенскую церковь, в которой все витражи писал Марк Шагал. О существовании этого храма мало кто знает. Есть такая история: несколько жителей деревни оказались на выставке Шагала в Париже. Познакомились с автором. Спустя время дочь одной из жительниц деревни утонула, и женщина обратилась к Шагалу с просьбой сделать витраж в церкви в память о девочке. И Шагал приехал. Увидел церковь, она ему так понравилась, что он решил сделать витраж для каждого окна. Представьте себе, маленькая деревушка, на окраине – небольшая церковь, заходишь, а там везде Шагал. Вот такие места для меня безумно интересны!
Диана Зеленская. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский; pixabay.com.