Анастасия Ретивова, режиссер детской театральной студии: «Работаю в убыток, но ни за что не уволюсь!»

«Сценарии почти ко всем спектаклям я написала самостоятельно, в основе каждого, как правило, литературное произведение или известный мультфильм, – поясняет режиссер. – Чем известнее персонажи, тем больше и актеры, и зрители вовлечены в спектакль. В прошлом году, например, мы ставили постановку по мультфильму «Хранители снов».
26‑летняя Анастасия Ретивова трудится режиссером в Образцовом художественном театре юного зрителя. Ее доходы от любимого дела почти всегда превышают расходы на постановку спектаклей, но менять вид деятельности девушка не собирается. Почему – узнал корреспондент «Родного города».
Начало карьеры
В обязанности хрупкой Анастасии входит непростая задача: поставить спектакль от начала и до конца. Это не только сценарий и работа с актерами – речь идет о хореографии, реквизите, подборе костюмов, а иногда и в буквальном смысле их создании.
– Я училась в местном вузе по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников», на четвертом курсе нас отправили на практику в ДК «Алюминька», ныне – ДК Тракторозаводского района. Практику я прошла успешно, и мне предложили у них работать, так как прежняя режиссер уходила на пенсию, – рассказывает «Родному городу» Анастасия Ретивова. – Я решила – в любом случае получу полезный опыт.
Анастасия проработала в ДК Тракторозаводского района около 4,5 года.
– Я быстро поняла, что денег в ДК не заработаю, но полюбила свое дело и хорошо ладила с юными актерами, это стало даже не моей работой, а скорее хобби, – продолжает Анастасия. – Именно поэтому, когда начались недопонимания с директором, я написала заявление об увольнении. Зачем заниматься хобби в условиях, которые для меня неприемлемы? И меня буквально сразу пригласили в ДК имени Гагарина в Краснооктябрьском районе, где я тружусь по сей день, со мной перешел и коллектив юных актеров.
Сначала Анастасия работала режиссером на полную ставку, а потом перешла на полставки.
Анастасия уверена: вне зависимости от того, свяжут ее подопечные карьеру с творчеством или нет, они получат бесценные навыки общения с большой аудиторией. На фото – сцена из спектакля «Алиса в стране чудес».
– С недавних пор основная работа у меня в ЦКЗ, там я также работаю режиссером, организую мероприятия, но любимое хобби занимает огромное количество времени. Судите сами: в ДК имени Гагарина у меня две группы ребят. Младшая – от 6,5 до 10 лет, их порядка 10‑13 человек, и старшая – от 10 и старше, около 15 человек. В младшей группе занятия идут два раза в неделю по полтора часа, в старшей – три раза по два часа. А бывают периоды, когда мы усиленно готовимся к спектаклю, тогда и вовсе больше времени уходит, дома я появляюсь в буквальном смысле, чтобы только переночевать, – делится Анастасия Ретивова. – Денег, которые я получаю за режиссерскую деятельность в ДК, не хватает, чтобы покрыть все расходы на спектакли: грим, элементы для костюмов, различные снежинки, бантики… По деньгам я ухожу в минус, но это того стоит.
По словам хрупкой девушки, зрители часто принимают ее саму за ребенка во время спектаклей.
– Недавно у нас заболела девочка, которая играла Бабу-ягу, я ее подменяла, все поняли, что на сцене не ребенок, только когда услышали мой голос, – смеется волгоградка.
«Главное – желание»
За пять лет работы Анастасия поставила 12 спектаклей и организовала множество других интерактивных проектов. Помимо деятельности в ЦКЗ и ДК, девушка работает еще в эвент-агентстве, ведет индивидуальные занятия.
За пять лет деятельности Анастасия срежиссировала 12 постановок. На фото – сцена из спектакля «Карлик Нос».
– Порой ко мне обращались и взрослые люди, чтобы я помогла им поставить голос, это были начинающие ведущие праздников, сейчас они уехали в Москву, – делится волгоградка. – А среди юных подопечных есть те, кто со мной с самого начала – пять лет.
– Такой контраст, когда видишь, какими дети стали и какими были раньше. Есть один мальчик, он пришел, когда ему было 12 лет: такой пухленький, милый, задавал мне сотню вопросов, сейчас смотрю на него – 16‑летний взрослый парень, практически мужчина.
Анастасия признается, что не бросать любимое хобби, которое она порой ставит в приоритет перед семьей (девушка замужем несколько лет. – Прим. ред.), ей помогает вдохновение, которое дарят юные актеры, возможность выразить себя через постановки. А также искренняя реакция детей-зрителей – сразу понятно, удался проект или нет.
При этом девушка отмечает, что попасть к ней в группу не так-то просто.
– Порой родители приводят детей, которые не хотят заниматься в театральной студии, для меня это неприемлено, так как я заинтересована в качестве своей работы. А если у ребенка нет желания, ничего у нас с ним не выйдет. Также не всегда беру детей с особенностями развития, все‑таки это дополнительная ответственность, важно не навредить. Но бывают исключения. Помню, родители привели девочку, у нее было легкое отставание в развитии, но она очень хотела заниматься. Она участвовала в постановках, я проводила с ней индивидуальные уроки, в итоге мы улучшили ей речь, и в целом ребенок стал активнее. Она занималась у меня полгода, потом семья переехала, но я как‑то встретила ее маму, и та меня благодарила, сказала, что дочери очень помогли занятия в нашей студии. Вот ради таких моментов я и трачу столько времени на любимое хобби. Иными словами, когда я понимаю, что действительно могу помочь, и вижу, что ребенок хочет, – не отказываю.
Анастасия создает атмосферу взаимопомощи и поддержки в коллективе, это помогает работать эффективнее и избегать конфликтов.
– Я люблю своих подопечных, и они это знают, но режиссер я строгий, – поясняет наша собеседница. – Лишних улыбок и похвалы стараюсь себе не позволять, хотя иногда сложно сдержаться. Если «накосячил» – бери на себя ответственность, если действительно отличился, – я, конечно, похвалю, – отмечает волгоградка.
По словам нашей собеседницы, театральное искусство в первую очередь – это возможность открыться, и любой, кто хоть раз вышел на сцену, почувствует разницу: каким он был до и каким стал после.
– Бывает, что ребенок приходит зажатый, стеснительный, но, вовлекаясь в театральное искусство, в коллектив, он раскрепощается, раскрывается, и я убеждена, что, несмотря на то, какой в будущем профессиональный путь выберут мои подопечные, им пригодятся навыки, полученные в театральной студии: общение, социализация, умение выступать перед большим количеством людей. После общения со зрителем взаимодействовать с людьми в быту становится проще.
– Моя дочь Анна занимается с Анастасией Андреевной пять лет, театр был ее мечтой, и даже сейчас, готовясь к ЕГЭ, дочь не пропускает репетиций, – рассказывает Ольга Симонова, мама 17-летней Анны. – Дочь стала увереннее в себе, раскрылась. Педагог дает им не только творческую базу, но и упражнения на раскрытие личности, чтобы ребенок снял с себя «скорлупу», не только вживался в чужую роль, но и умел анализировать себя, свои поступки и мысли. Мы очень благодарны Анастасии Ретивовой за ее работу.
Артем Карасев. Фото автора и из архива героини публикации.