Профессор психологии, коуч Марина Мелия рассказала, как можно высказать претензии и не обидеть человека.
Специалист дала семь рекомендаций.
1. Отделяйте действие от личности
Наши слова должны быть связаны с поступками человека, а не с оценкой его личности.
– Не нужно обобщать: «Вы никогда не приходите вовремя!» – речь должна идти о конкретном опоздании, – поясняет психолог.
2. Давайте оценку возможности изменений
Не следует просить от человека того, на что он не в силах повлиять или изменить. Задайте себе вопрос: «Чего я хочу добиться от собеседника?», «Он может это выполнить?» Спрашивайте с человека лишь то, что он может контролировать.
3. Выражайте личное мнение
Не высказывайтесь от «всех» или «многих», говорите только от себя лично. Исключите фразы типа: «Многие недовольны…», «Все считают, что…».
4. Обращайтесь к конкретному человеку
Избегайте также двусмысленных фраз, намеков, например: «А вот некоторые…»; «А кое-кто считает…». Ответить на них нельзя, но и промолчать тоже сложно. Выглядят они тоже неприятно.
5. Никаких оценок и осуждений
Когда мы осуждаем кого-либо или оцениваем, мы добиваемся лишь возражения. Это никогда не приводит ни к чему хорошему.
– Говорить лучше в прошедшем времени: «Мне было обидно, когда вы отчитывали меня в присутствии других», – приводит пример Марина Мелия.
6. Не нужно домыслов и интерпретаций поступков и причин собеседника
– Наши интерпретации говорят о нашей картине мира, а не о мотивах другого человека: «Тебе безразличны дела компании. Ты и слова на совещании не проронил». В своих замечаниях важно просто констатировать факт, – говорит специалист.
7. В нужном месте, в нужное время и наедине
Неприятный разговор имеет смысл, пока ситуация еще актуальна для обеих сторон. Не стоит копить обиды или обдумывать по ночам варианты развития событий. Поговорите с человеком в удобное для вас обоих время и наедине.
Алеся Котова. Фото: pixabay.com