Понедельник, 25.05.2020
12:26
ГлавнаяГазетаОбществоЛегендарный дрессировщик Юрий Мерденов: «Самый сложный трюк покорится, если знать один секрет…»

Легендарный дрессировщик Юрий Мерденов: «Самый сложный трюк покорится, если знать один секрет…»

3 июля 2019

Именно 83-летний Юрий Мерденов создал знаменитый конный номер «Кубанские казаки», благодаря которому приобрел всемирную славу. В Волгоград Юрий Петрович приехал в рамках программы «Калейдоскоп звезд цирка», где под его руководством артисты на арене Волгоградского государственного цирка выполняют сложнейшие трюки: акробатические элементы, демонстрируют мастерство джигитовки и многое другое.

В интервью «Родному городу» Юрий Мерденов рассказывает, как рождался легендарный номер «Кубанские казаки», о своем первом опыте на цирковой арене и даже раскрывает свое жизненное кредо.

– Юрий Петрович, расскажите, с какого возраста вы начали постигать азы циркового искусства?

– В 11 лет я уже пришел трудиться в цирк. А сейчас общий стаж работы – 67 лет.

– Чтобы стать дрессировщиком, достаточно ли только любить животных?

– Артист цирка – очень серьезная профессия. Думаю, любви к животным недостаточно, в первую очередь надо быть талантливым. При этом каждй дрессировщик должен иметь определенные навыки и способности. Ему необходимо быть волевым и подготовленным ко всему, что происходит на арене цирка.

– Любое ли животное может стать артистом цирка?

– На мой взгляд, любое. Но тут многое зависит от человека, ведь когда мы искренне чего-то хотим – от души стараемся, и это дает результаты.

– Как появилась идея создать свой конный номер «Кубанские казаки»? Правда, что с этим номером вы объездили весь мир?

– Да, объездили с этим номером весь белый свет. Были во Франции, Бельгии, Голландии, Америке, Италии, Японии и в других городах и странах. В Японии мы, к примеру, работали девять лет, а в Италии – пять. Когда приезжали за рубеж, нас оттуда отпускать не хотели, приходилось даже убегать ночью. (Смеется.) Сама идея номера была случайна. Я в свое время взялся читать журнал, где прозаик Александр Серафимович писал о казаках, какие были они лихие, какие вещи на лошадях творили и как доехали до Берлина и до Москвы. Эта дивизия называлась «Кубанский казачий конный корпус». Я эту статью прочитал, история запала в душу. После этого решил создать свой конный номер, с которым я гастролирую уже на протяжении многих лет.

– Помимо лошадей, с какими животными вы имели опыт работы?

– Я очень люблю лошадей с детства, потому что с семилетнего возраста в деревне ездил на лошадях. Что касается других животных, то я в клетку заходил к тиграм укротительницы Маргариты Назаровой (1926-2005) и гонял верхом на лошади бизонов дрессировщика Виктора Тихонова (1917-1991). Это единственный номер, который так и не выпустили.

– Помните ли вы свое первое выступление в цирке?

– Запомнил на всю жизнь. В тот день я работал на маленькой лошадке. По арене ездил на пони и поднимал флажки, которые были разбросаны по проходам, но в один прекрасный момент я сильно нагнулся и опрокинул свою лошадку. Она упала и зарылась в опилки. Потом встала и начала от меня убегать, пришлось ее быстро догонять. В общем, кое-как поймал и заново на нее сел. От такого зрелища зрители смеялись до слез.

– Вы согласны, что артист цирка – профессия очень интересная, но при этом достаточно сложная и опасная?

– Очень и очень опасная. У нас сейчас не хватает людей в номере. Двое болеют оттого, что лошадь бежала в работе, споткнулась и под себя всадника подловила, она ему на ногу прямо наступила. Врачи приложили все усилия, чтобы спасти артиста, и теперь он снова выступает.

– Расскажите, что для вас самое сложное в работе, а что самое приятное?

– У меня нет сложных трюков. Дело в том, что я с детства учился у великого специалиста. Он говорил: «Надо просто работать», это было сказано великим моим педагогом, народным артистом Алибеком Кантемировым (1882-1975), который создал конную джигитовку в советско-российском цирке. Эта фраза и есть мой секрет для выполнения любых сложных задач. Я до сих помню рекомендации своего наставника, придерживаюсь их.

Как вы считаете, изменился ли цирк за последние 30 лет?

– Да. К сожалению, в последнее время цирк ослабился. Как ни печально это звучит, но многие хорошие номера и аттракционы исчезли, лучшие дрессировщики ушли из жизни. Скажу, что в свое время у нас выступали лучшие артисты цирка, среди которых были Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев (клоун Карандаш) и многие другие выдающиеся легенды цирка. Очень жаль, что мы до сих пор не получили им замену. Это происходит не только в дрессуре, но и в других жанрах.

– Вам есть кому передавать опыт? Есть ученики?

– Да. У меня по всей стране есть свои последователи. Во всех городах, где работают джигиты, есть ученики, которых я люблю, уважаю и верю в них.

> Досье «Родного города»

Юрий Мерденов, цирковой артист, народный артист РСФСР

Родился: 11 февраля 1936 года в Орджоникидзе (Владикавказ).

Карьера: В 1951 году впервые принял участие в знаменитом аттракционе «Джигиты Али-Бек». С 1974 года и по сей день выступает с авторским цирковым номером «Кубанские казаки». В качестве циркового артиста снимался в таких известных фильмах, как «Цвет граната», «Тревога», «Мандат», «Именем революции», «Свят-Нова».

Андрей Аверин. Фото Сергея Григоренко

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru