Легендарный дрессировщик Юрий Мерденов: «Самый сложный трюк покорится, если знать один секрет…»

Именно 83-летний Юрий Мерденов создал знаменитый конный номер «Кубанские казаки», благодаря которому приобрел всемирную славу. В Волгоград Юрий Петрович приехал в рамках программы «Калейдоскоп звезд цирка», где под его руководством артисты на арене Волгоградского государственного цирка выполняют сложнейшие трюки: акробатические элементы, демонстрируют мастерство джигитовки и многое другое.
В интервью «Родному городу» Юрий Мерденов рассказывает, как рождался легендарный номер «Кубанские казаки», о своем первом опыте на цирковой арене и даже раскрывает свое жизненное кредо.
– Юрий Петрович, расскажите, с какого возраста вы начали постигать азы циркового искусства?
– В 11 лет я уже пришел трудиться в цирк. А сейчас общий стаж работы – 67 лет.
– Чтобы стать дрессировщиком, достаточно ли только любить животных?
– Артист цирка – очень серьезная профессия. Думаю, любви к животным недостаточно, в первую очередь надо быть талантливым. При этом каждй дрессировщик должен иметь определенные навыки и способности. Ему необходимо быть волевым и подготовленным ко всему, что происходит на арене цирка.
– Любое ли животное может стать артистом цирка?
– На мой взгляд, любое. Но тут многое зависит от человека, ведь когда мы искренне чего-то хотим – от души стараемся, и это дает результаты.
– Как появилась идея создать свой конный номер «Кубанские казаки»? Правда, что с этим номером вы объездили весь мир?
– Да, объездили с этим номером весь белый свет. Были во Франции, Бельгии, Голландии, Америке, Италии, Японии и в других городах и странах. В Японии мы, к примеру, работали девять лет, а в Италии – пять. Когда приезжали за рубеж, нас оттуда отпускать не хотели, приходилось даже убегать ночью. (Смеется.) Сама идея номера была случайна. Я в свое время взялся читать журнал, где прозаик Александр Серафимович писал о казаках, какие были они лихие, какие вещи на лошадях творили и как доехали до Берлина и до Москвы. Эта дивизия называлась «Кубанский казачий конный корпус». Я эту статью прочитал, история запала в душу. После этого решил создать свой конный номер, с которым я гастролирую уже на протяжении многих лет.
– Помимо лошадей, с какими животными вы имели опыт работы?
– Я очень люблю лошадей с детства, потому что с семилетнего возраста в деревне ездил на лошадях. Что касается других животных, то я в клетку заходил к тиграм укротительницы Маргариты Назаровой (1926-2005) и гонял верхом на лошади бизонов дрессировщика Виктора Тихонова (1917-1991). Это единственный номер, который так и не выпустили.
– Помните ли вы свое первое выступление в цирке?
– Запомнил на всю жизнь. В тот день я работал на маленькой лошадке. По арене ездил на пони и поднимал флажки, которые были разбросаны по проходам, но в один прекрасный момент я сильно нагнулся и опрокинул свою лошадку. Она упала и зарылась в опилки. Потом встала и начала от меня убегать, пришлось ее быстро догонять. В общем, кое-как поймал и заново на нее сел. От такого зрелища зрители смеялись до слез.
– Вы согласны, что артист цирка – профессия очень интересная, но при этом достаточно сложная и опасная?
– Очень и очень опасная. У нас сейчас не хватает людей в номере. Двое болеют оттого, что лошадь бежала в работе, споткнулась и под себя всадника подловила, она ему на ногу прямо наступила. Врачи приложили все усилия, чтобы спасти артиста, и теперь он снова выступает.
– Расскажите, что для вас самое сложное в работе, а что самое приятное?
– У меня нет сложных трюков. Дело в том, что я с детства учился у великого специалиста. Он говорил: «Надо просто работать», это было сказано великим моим педагогом, народным артистом Алибеком Кантемировым (1882-1975), который создал конную джигитовку в советско-российском цирке. Эта фраза и есть мой секрет для выполнения любых сложных задач. Я до сих помню рекомендации своего наставника, придерживаюсь их.
– Как вы считаете, изменился ли цирк за последние 30 лет?
– Да. К сожалению, в последнее время цирк ослабился. Как ни печально это звучит, но многие хорошие номера и аттракционы исчезли, лучшие дрессировщики ушли из жизни. Скажу, что в свое время у нас выступали лучшие артисты цирка, среди которых были Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев (клоун Карандаш) и многие другие выдающиеся легенды цирка. Очень жаль, что мы до сих пор не получили им замену. Это происходит не только в дрессуре, но и в других жанрах.
– Вам есть кому передавать опыт? Есть ученики?
– Да. У меня по всей стране есть свои последователи. Во всех городах, где работают джигиты, есть ученики, которых я люблю, уважаю и верю в них.
> Досье «Родного города»
Юрий Мерденов, цирковой артист, народный артист РСФСР
Родился: 11 февраля 1936 года в Орджоникидзе (Владикавказ).
Карьера: В 1951 году впервые принял участие в знаменитом аттракционе «Джигиты Али-Бек». С 1974 года и по сей день выступает с авторским цирковым номером «Кубанские казаки». В качестве циркового артиста снимался в таких известных фильмах, как «Цвет граната», «Тревога», «Мандат», «Именем революции», «Свят-Нова».
Андрей Аверин. Фото Сергея Григоренко