Подробности ЧП с крушением катера в Николаевске: пассажиры вынудили капитана отправиться в злополучный рейс?
Пассажирская лодка «Луч – 9», отправившись в очередной рейс из Николаевска в Камышин, потерпела крушение из‑за шторма.
Семеро взрослых и четверо детей чудом преодолели 200 метров, чтобы выжить. Один пассажир доплыть до берега не смог… Официальной причиной трагедии были названы плохие погодные условия. Но ситуация гораздо сложнее, и подобная трагедия вполне может повториться.
Перевозчик Иван Алексеев (все имена изменены. – Прим. авт.) работает в Николаевске и хорошо известен жителям.
– Он «летал», как безумец. Однажды, когда погода была штормовая, резал волну, нас всех шатало из стороны в сторону. Вдруг отпустил руль, повернулся к нам и стал байки рассказывать, шутить. С ужасом вспоминаю этот случай, – рассказывает жительница Ирина.
5 июля МЧС предупредило жителей региона о надвигающемся шторме. Однако люди не пожелали менять свои планы – Светлана с 13‑летней дочерью Юлией ехали в Камышин к врачу.
– Что меня подорвало вечером попытаться уехать?! Не знаю. Позвонила водителю, он сказал: «Едем». Волны были очень сильные – когда сели в лодку, сразу заметили, что катеру трудно двигаться, нос судна топило. Я попросила повернуть назад, на что он сказал: «Не бойтесь, немного страшно будет, а потом все наладится». Внезапно волной выбило дверь, вода попала в салон, лодка начала крениться. Люди стали выбираться, какой‑то парень открыл дверь. Я вытолкнула дочку, сказала ей: «Юля, ничего не бойся, ты хорошо плаваешь, давай к берегу».
И Юлия доплыла. Сама Светлана около 200 метров тащила на себе пятилетнюю девочку, которая из‑за общей паники осталась без присмотра. Но один пассажир – 56-летний мужчина – до берега не добрался...
У водителя, со слов его сына, иная точка зрения на причины ЧП.
– Как отец мне рассказал, ему звонили люди и просили перевезти на другой берег, мол, ты нам обещал, езжай за нами, у нас билеты куплены, – рассказывает Андрей Алексеев. – Мужчина, который утонул, тоже звонил отцу... То есть со стороны пассажиров была провокация, а отец хотел выручить людей – он работяга, никому никогда не отказывал. Когда лодка начала наполняться водой, папа достал спасательные жилеты и стал передавать людям, потом взял за руку женщину и помогал ей плыть к берегу. Он последним покинул судно.
Но пострадавшие настаивают на другой версии:
– Он не надел на нас жилеты, не сообщил об эвакуации, он просто сидел, как будто уже собираясь тонуть, сидел с деньгами, ничего не делал, не проронил ни слова, – рассказывает Юлия Еремина. – Минут через пять после того, как мы покинули катер, капитан стал кидать в воду жилеты…
Очевидец происшествия Антон, который на берегу помогал пострадавшим, тоже говорит о странном поведении водителя судна.
– Я приехал из Камышина, меня встречали родители. Не успели мы отъехать – увидели, что лодка тонет. Мы стали вызывать спасателей, увидели плывущих людей, стали помогать им: вытаскивали, укутывали маленьких детей. Водитель лодки, выйдя из воды, стал собирать свои спасательные жилеты. На мою реплику, что в воде еще кто‑то плывет, он сказал что‑то вроде: «Да я не знаю, что он там плавает…».
По словам Антона, этот водитель раньше возил людей на простой рыбацкой лодке. При этом на судно вместимостью 5–6 человек он сажал по 10–20 пассажиров.
Один их местных перевозчиков Василий Грачев рассказал, что Иван Алексеев не имел права садиться за руль, поскольку у него нет разрешительных документов.
– С удостоверением ГИМС можно ездить на прогулки, но нельзя перевозить пассажиров, это ведь высокая ответственность, – сказал Грачев.
Используемое в коммерческих целях маломерное судно ничем не отличается от больших транспортных плавсредств. Управлять им могут только прошедшие профессиональную подготовку капитаны, имеющие соответствующие документы. Удостоверение, выданное в госинспекции по маломерным судам, подходит лишь для управления маломерным судном в некоммерческих целях.
Интересно, что на этом участке вроде бы есть и другие перевозчики, но люди к ним не идут, потому что нелегалы на частных лодках просят дешевле – могут себе позволить, ведь налоги они не платят.
Еше любопытная деталь – конкурс, который объявляли власти много раз на перевозки по этому участку с бюджетной дотацией, оставался без участников. Причина? Теневому бизнесу выгоднее оставаться вне закона – не тратить деньги на налоги, повышение безопасности. Но если до сих пор от этого бардака страдал только бюджет, то теперь все увидели, что это – прямая угроза жизни людей!
Напрашивается аналогия с транспортным рынком маршруток в Волгограде – были частники, которые гоняли, не заботясь о безопасности пассажиров, налоги не платили. А люди голосовали за них рублем, подчас расплачиваясь жизнью..
В речных перевозках тоже пора наводить порядок, устанавливать единые правила для всех – работать «вбелую» и отвечать за безопасность пассажиров. Кстати, говорят, в Волгограде через реку скоро вновь, как в советские времена, будут ходить муниципальные речные трамвайчики...
> Кстати
Грозит шесть лет заключения
По факту крушения лодки Южным следственным управлением на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело. Водитель судна подозревается в совершении преступления по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Алена Соколовская. Фото из открытых источников Интернета