Понедельник, 22.10.2018
19:14
ГлавнаяГазетаЗвездыСтарший Стругацкий хвалил писателя Евгения Лукина, а младший критиковал

Старший Стругацкий хвалил писателя Евгения Лукина, а младший критиковал

3 ноября 2015

Но Евгений Юрьевич трепетно относился к обоим братьям. О своем творческом пути и знакомстве со знаменитостями волгоградский фантаст рассказал на встрече с читателями.

В четыре года стал поэтом

Евгений Лукин родился в семье театральных актеров, поэтому любовь к искусству ему передалась по наследству. А вот когда он начал творить сам, сказать точно писатель не может.

– Согласно семейной легенде в четыре года я сочинил свое первое двустишие. Надеюсь, что сочинил, а не украл у кого-то, больно уж оно хорошее. Мне до сих пор нравится, – с улыбкой рассказывает Евгений Юрьевич. – Звучало произведение следующим образом: «Ты сидишь, а я стою. Хорошо в родном краю!» Кажется, тогда я был поталантливее, чем сейчас.

А вообще не помню, когда и по какой причине я начал писать. Была мысль, что это случилось со мной после излеченного в пять лет отита, но ведь первое двустишие появилось годом раньше. А четверостишия как будто пишу всю жизнь. В общем, в таких ситуациях лучше Чехова не скажешь: когда рождается младенец, его надо вымыть, а затем хорошенько высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!» Прекрасный совет, на мой взгляд.

«Не я фантастику пишу, а вы фантастику творите»

Лукин считается, как бы это парадоксально ни звучало, одним из самых реалистичных писателей-фантастов. В его произведениях гораздо больше обыденного, нежели сверхъестественного. Рассказы у Евгения Юрьевича возникают из действительности.

– А что может быть фантастичнее нашей с вами жизни? Достоевский явно не шутил, когда утверждал, что нет ничего фантастичнее обыденности и что истина в России имеет характер вполне фантастический. Так называемые писатели-реалисты меня, честно говоря, забавляют. Они убеждены, что излагают в книгах правду жизни. Разве это возможно? Ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между тем, что происходит в жизни, и тем, что передается человеческим языком. Мир реальный и мир словесный – это совершенно разные вещи. Чтобы реалисты не обижались, замечу кое-что интересное и в творчестве фантастов: это люди, которые могут сглазить все что угодно. Что бы они ни написали, в реальности все будет наоборот.

Иногда идеи подают близкие

Некоторые произведения Евгения Лукина, как стихотворные, так и прозаические, зародились благодаря его друзьям.

– В свое время мой хороший друг, фантаст Михаил Шалаев, был главным редактором газеты «Комсомолец Туркменистана». Разумеется, такую должность мог занимать только член партии, он принимал участие в съездах. И вот по возвращении с одного из них в Ашхабад он был укушен восточно-европейской овчаркой. Я, разумеется, не мог обойти вниманием этот «трагический» случай и поэтому сочинил шутливое стихотворение, которое люблю исполнять под гитару. Так мы раньше поступали со всем, что не разрешали публиковать, – запевали под три аккорда. Еще кто-то мне рассказал о том, как побывал на сеансе у экстрасенса, – по этому случаю у меня родилась сатирическая миниатюра. Повторюсь: я фантаст, но все беру из жизни.

Немного о Стругацких

Евгений Лукин признается, что его любимыми писателями всегда были братья Стругацкие. И, когда еще молодому волгоградцу в 1982 году удалось познакомиться со старшим из них, Аркадием, Лукин испытывал сильнейшее волнение.

– Я был приглашен на I Всесоюзный семинар молодых фантастов. Сидел как-то в столовой с приятелем Аланом Кубатиевым. Он мне говорит: «Ну-ка, оглянись, только медленно». Смотрю – идет Аркадий Стругацкий. Жутко заволновался. Позже неоднократно сталкивался с ним на лестничной площадке, как-то даже осмелился спросить у него закурить – чувствовал себя в этот момент жутким наглецом. А еще через некоторое время он сам подсел ко мне за стол. Я, конечно, просто обалдел – по-другому не скажешь. Говорит: «Прочитал вашу «Солдатскую сказку» – очень понравилась». Я к тому моменту уже знал, что Стругацкий-старший всех хвалит, а младший – критикует, но все равно было очень приятно. Когда он уходил, я ему говорю: «Аркадий Натанович, давно хотел сказать… Спасибо вам!» Он мне на это ответил: «А вот этого не надо. Мы своим учителям тоже спасибо говорили, а они взяли да померли».

С Борисом Натановичем я познакомился позже, спустя несколько лет. Оба брата были совершенно удивительными, уникальными, но при этом очень разными людьми. Аркадий – немного щеголеватый, можно сказать, бесшабашный, а Борис – очень строгий, жесткий. Я трижды становился лауреатом его премии «Бронзовая улитка» и все равно выслушивал критику Стругацкого-младшего. Про мой роман «Катали мы ваше солнце» он отозвался следующим образом: «Да это же словесная вышивка! Филологический труд, а не художественное произведение». Но вместе с тем Борис был очень простым человеком. Звоню ему как-то, говорю: «Борис Натанович, это Лукин из Волгограда». Он спрашивает: «Женя, что ли? А какого черта так официально – «Лукин из Волгограда»? Так и скажи – это Женя Лукин!»

Нет искусства – нет жизни

Евгений Юрьевич считает, что искусство – это цветок, который, на первый взгляд, не приносит практической пользы, но при этом обладает огромной силой.

– С одной стороны, думаешь, что оно, искусство, существует просто так, кто-то даже может задаться вопросом, нужно ли оно вообще? Но заметьте одну интересную вещь: сколько в истории было великих, очень сильных в военном и экономическом плане стран, от которых сейчас ровным счетом ничего не осталось? А причина проста: там не было искусства. Не дай Бог, оно может вымереть и в наше время. Ведь сейчас все искусство, и литература в частности, претерпевает серьезный спад. Но пока мы держимся на плаву, и надо стараться развивать эти направления, чтобы не кануть в Лету вслед за другими.

Досье «Родного Города»:

Евгений Юрьевич Лукин, писатель-фантаст, поэт, бард.

Родился 5 марта 1950 года.

Награды: «АБС-премия» в номинации «За лучшее художественное произведение» (роман «Зона справедливости», 1999), премия «Аэлита» (2002), лауреат премии «Царицынская муза – 2009», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (2011).

Адиль Зодоров. Фото Сергея Григоренко и из личного архива Евгения Лукина.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
 
 
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ

 

 

Главные новости

36‑летняя Анастасия Федорова (имена, фамилии, возраст и иные данные героев публикации изменены. – Прим. ред.) пять лет прожила в гражданском браке с 37‑летним Семеном Крупновым. На ее глазах сожитель вместе с приятелем до смерти забил человека, бил и истязал саму Анастасию. По ее словам, выбраться живой из этих отношений ей удалось лишь чудом.

В Волгоградской области подвели предварительные итоги реализации пилотного проекта «Стационар на дому». За шесть месяцев его участниками стали уже более 500 жителей региона, которые не могут обслуживать себя самостоятельно.

Дом, где вырос мужчина, находится на самой окраине Котово, практически все соседи разъехались оттуда. Наших журналистов встретила 79-летняя старушка – мама подозреваемого, женщина уже много лет почти ничего не видит.

Дом № 226 по улице Минской в Красноармейском районе Волгограда – один из самых старых в городе. Он был построен еще в 1932 году, пережил Сталинградскую битву и со временем, конечно, сильно обветшал....

 

Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru