Понедельник, 16.06.2025
12:57
ГлавнаяГазетаОбществоTikTok и Моргенштерн: как креативят на уроках в Волгоградской области

TikTok и Моргенштерн: как креативят на уроках в Волгоградской области

2 октября 2021

В преддверии Дня учителя «Родной город» пообщался с молодыми педагогами региона. Как оказалось, они не грезили профессией учителя. Каждый из них мечтал о другом занятии в жизни, но, попав в школу, они осознали, что хотят остаться, и делают все возможное, чтобы дети понимали их предмет. И чаще всего используют для этого далекие от скучных стереотипов методы преподавания. Какие именно, рассказываем в нашем материале.

Химия в картинках и притчах

В школу учитель химии из Среднеахтубинского района Виктория Кутнюк пришла из коммерции. 10 лет диплом педагога ждал своего часа, пока Виктория строила карьеру в абсолютно другой сфере. Но, по ее словам, все это время прекрасно понимала, что занимается не своим делом и призвание ее лежит в другой плоскости.

– Я всегда знала, что есть базовые, вечные ценности – учительская профессия к ним намного ближе, чем все остальные. Хотелось попробовать себя именно в этом, – признается Виктория. – К тому же мой папа всегда хотел, чтобы дети выбрали хорошие, настоящие профессии, такие как инженер и учитель. В итоге моя сестра сегодня работает инженером, а я учителем в школе.

Для многих выпускников школы химия – это что-то из области фантастики, поэтому

Виктория точно знает: без мотивации здесь никак.

– Я всегда стараюсь объяснять сложные вещи простым языком, – говорит педагог.

Ребята должны понимать, где в жизни можно применить полученные знания, где они встретятся с тем или иным процессом. Мне важно, с чем дети уйдут с урока.

Поэтому на ее занятиях всегда есть воспитательный момент: на примерах личностей ученых, историй из жизни ребята учатся оценивать поступки, сопереживать или, наоборот, не принимать их.

– Например, неоднозначной личностью был Фриц Габер, который, с одной стороны, разработал синтез аммиака, являющийся основой удобрений, следовательно, имеющий важное значение для людей, а с другой – изобрел отравляющие газы, применявшиеся в военное время. – рассказывает учитель. – Таких примеров много, моя задача – правильно подобрать материал.

Виктория часто на своих уроках использует кроссенсы – ассоциативную головоломку, которая представляет собой таблицу из 9 картинок. Это могут быть фотографии, рисунки, формулы или надписи. С их помощью она учит детей мыслить.

– Кроссенсы я составляю сама, в настоящее время есть задумка проиллюстрировать ими каждую тему, – признается педагог. – Их можно использовать для объяснения нового материала, в качестве домашнего задания или как «затравку» для урока, мол, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Виктория также учит детей решать проблемные вопросы.

– Например, азот в переводе с греческого – «безжизненный», а латинское его название «нитрогениум», то есть «рождающий селитру», – рассказывает она. – Азот входит в состав белков, это один из основных элементов, обеспечивающих жизнь и развитие растений. Так почему же у него такие полярные понятия? Вот с этим мы разбираемся на уроке.

Виктория Кутнюк, учитель химии, стала работать в школе через 10 лет после того, как окончила вуз. «Я всегда знала, что есть базовые, вечные ценности, и учительская профессия к ним намного ближе, чем все остальное», – говорит педагог о своем решении работать с детьми.

Креатив от молодого учителя географии

Учитель географии из Камышина Виктор Новратюк долгое время мечтал быть врачом- наркологом, но по конкурсу прошел на педиатрическое отделение.

Расстроившись, решил изучать географию и совсем не планировал работать в школе. Всеизменилось после практики: Виктор увидел важность и значимость собственной работы.

Он сравнивает себя с тренером, потому что его основная задача – это результаты учеников, и порой он добивается их альтернативными методами.

– Однажды с одним школьником мы готовили проект по экологии, для сбора материала нам пришлось посетить несколько свалок. Но в итоге именно мы выиграли 2-е место на всероссийском конкурсе, – улыбается Виктор. – Родители ученика еще долго удивлялись тому, что их ребенок так азартно копался в мусоре, хотя дома даже грязные носки в руки не берет, брезгует. Думаю, что мы, учителя, и актеры, и психологи, и еще множество профессий в одной.

По мнению Виктора, современные дети не воспринимают традиционную форму урока, что и является основной проблемой слабой успеваемости по предметам. Учителям все время приходится проявлять креатив. Виктор, например, объясняет детям основную суть разных картографических проекций и искажений на географических картах через фотографии...Моргенштерна, а своеобразие России, ее народов и религий – с помощью открытых уроков на свежем воздухе и выездов в другие регионы.

– В рамках темы «Религии России» мы ездили в Калмыкию, где посетили крупнейший буддийский хурул «Будда Шакьямуни», шахматный городок, основные площади Элисты. Изучая «Природно-территориальные комплексы», побывали в лимонарии в Саратове, а в рамках тем о культуре ездили в Питер, где посмотрели Петропавловскую крепость, Заячий остров, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Кунсткамеру и другие достопримечательности, – рассказывает географ. – Я считаю, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Использует в образовательных целях педагог и популярное приложение TikTok – вместе с коллегами выкладывает ролики по сложным темам. Уже есть видео о структуре белка, действии вулкана и других явлениях и событиях.
Виктор Новратюк, учитель географии, использует на уроках и приложения, и отсылки к популярной культуре, как результат – дети обожают его уроки.

«Сегодня тема – круассан»

Антон Биличенко – педагог в 3-м поколении, в его семье 6 учителей, он 7-й. Когда родители спросили, в какой профессии себя видит, сомнений не было. Антон уверен, что на уроке должно быть интересно, а связь с жизненным опытом только подстегнет интерес к предмету.
– В школьной жизни бывает много трудностей, но моя опора – это достижения учеников, – объясняет Антон. – И это не про 100 баллов на ЕГЭ, для меня важно видеть, как дети растут, в первую очередь над собой. Хочу, чтобы они стали хорошими людьми.

Антон отмечает, что стремится быть честным со своими учениками. Всегда готовится к урокам и считает, что нельзя давать задание ради задания, а тем более про него забывать, поэтому он не только требует, но и проверяет.

А чтобы уроки проходили интересно и незабываемо, использует все, что есть под рукой.
– Однажды на уроке, где речь шла про Великую французскую революцию, в качестве наглядного примера я использовал круассан, – рассказывает историк. – Указал детям на закрытую коробку и сказал, что продукт внутри повлиял на то, что некоторые законы в то время не были приняты. Дело в том, что хотели запретить работать больше 8 часов в день, а это означало бы, что круассаны выпекались бы позже и не успевали к утреннему кофе. Ходят легенды, что именно поэтому данный свод законов так и не приняли. 

Антон Биличенко преподает историю и обществознание и с удовольствием использует нестандартные подходы, чтобы заинтересовать темой детей.

P. S. Примеров нестандартных методов преподавания с каждым годом все больше, но в основе работы волгоградских педагогов остается один главный принцип: передать свои знания детям, раскрыть их способности и сделать учебу интересной.

Марина Романова. © Фото: личный архив героев публикации.


Политика конфиденциальности Рекомендательные технологии
За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru