В регионе работает «особенная» социальная служба

В Волгоградской области среди многих направлений помощи, которые оказывают социальные службы, есть одно особенное. Специалисты, которые здесь трудятся, поддерживают тех, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями здоровья и малышей из групп риска, в том числе раннего возраста. Корреспондент «Родного города» побывала в одном из таких социальных учреждений и своими глазами увидела работу специалистов.
«Мы – островок надежды и помощи»
– Наша организация в этом году отмечает свой первый серьезный юбилей – 10 лет, – рассказывает «Родному городу» Наталья Судакова, директор ГБУ «Волгоградский областной Центр психолого-медико-социального сопровождения» (ППМС-центр). – В структуру нашего учреждения входят центральная психолого-медико-педагогическая комиссия; группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности, отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции, служба ранней помощи и другие отделы. Всего в организации работают 70 специалистов.
Чтобы как можно больше семей смогли воспользоваться необходимой социально-педагогической помощью, в Руднянском и Михайловском районах Волгоградской области созданы обособленные подразделения Волгоградского ППМС-центра.
– Мы помогаем и детям, и родителям, которые отчаялись, эмоционально выгорели, опустили руки и потеряли надежду, – объясняет Наталья Судакова. – Наша задача – постараться показать им новый смысл в жизни, раскрасить ее яркими красками.
Работники «особенной» социальной службы окружают заботой и вниманием семьи, оказывая и психологическую, и педагогическую поддержку. Их цель – чтобы люди, оказавшиеся в трудной ситуации, поняли, что они не одиноки, что государство готово им помогать.
Для того чтобы улучшить детско-родительские отношения в семье, повысить уверенность и компетентность мам и пап в различных вопросах, помочь преодолению их социальной исключенности, был создан родительский клуб, где семьям оказывают услуги по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по вопросам воспитания, развития и образования детей.
– Все наши мамы и папы – сильные личности, просто им иногда нужны плечо, на которое можно опереться, и доброе слово, – продолжает директор соцучреждения.
«Главное – найти подход»
На первое занятие дети могут идти неохотно, уходить от контакта со специалистом и проявлять различные негативные поведенческие реакции.
Присутствие родителей на занятиях в таких случаях, как ни странно, порой не помогает, а мешает: ведь они зачастую чрезмерно жалеют своих детей, иногда даже пытаясь выполнить за них задание, что неблагоприятно сказывается на процессе обучения.
– Специалист же, зная потребности и возможности ребенка, выстраивает «урок» и преподносит материал так, что ребенок его усваивает. У нас много таких чудесных историй, когда дети меняются практически до неузнаваемости, – с гордостью говорит Наталья Александровна. – Так, например, в конце мая прошлого года к нам обратилась мама мальчика с расстройством аутистического спектра, которому в сентябре нужно было начинать обучение в школе. Мама очень хотела, чтобы ребенок научился общению и не боялся контактировать с другими людьми. На первых занятиях специалисту, конечно, пришлось нелегко, но к концу лета ребенок уже не боялся идти на контакт с посторонними, выполнял задания педагога. Сейчас ребенок обучается в первом классе общеобразовательной школы, где ему помогает тьютор.
Юлия Усова и ее дочь, страдающая ДЦП, посещают занятия в Михайловском обособленном подразделении Волгоградского ППМС-центра уже несколько месяцев.
– У дочери уже появились первые результаты, – хвалится мама. – Она стала лучше говорить, полюбила рисовать и все чаще проявляет интерес к занятиям и несвойственную ей раньше усидчивость.
Двери открыты для всех
Центр оказывает широкий спектр специализированных социальных услуг – это и служба ранней помощи, и группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности, и отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции, и телефон доверия.
– Когда в центр приходят дети с особыми образовательными потребностями, например, с расстройствами аутистического спектра или с синдромом Дауна, с родителями заключается договор о сопровождении семьи по индивидуальной программе, потому что все дети особенные, – подчеркивает руководитель центра. – После цикла индивидуальных занятий, если специалист видит, что ребенок готов к переходу в группу кратковременного пребывания, родителям предлагают перевод ребенка на «общее» обучение.
Так проходит процесс инклюзии детей в группу, который предполагает, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования.
В группах кратковременного пребывания детей сопровождает тьютор – педагог, который помогает социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Родители после таких занятий искренне говорят слова благодарности социальным сотрудникам. Юлия Иванова, мама, воспитывающая пятилетнюю дочь, страдающую тяжелыми множественными нарушениями развития, рассказывает: служба ранней помощи этого центра сопровождает их семью уже полгода. Положительный результат есть!
– Дочка стала более эмоциональной и общительной, ребенок просто ликует, когда мы идем на занятия. Она сама поднимается по лестнице на второй этаж и торопится быстрее занять место за столом, чтобы начать что‑то делать, моя девочка счастлива, ей интересно, и я это чувствую, – улыбается Юлия.
Детям нравится и атмосфера, и современное интерактивное оборудование. Власти региона стараются обеспечить такие социальные учреждения всем необходимым. Например, в этом центре есть сухой вибромузыкальный бассейн, детская игровая комната «Улыбка» с мягкими модулями – домиком с шатром, горкой, кубами, есть «сундук сказок» с набором персонажей для кукольного театра.
Малыши в восторге от интерактивной системы, где с помощью лучей света можно управлять звуками, картинками, анимацией. Нравится детям и реальная напольная проекция, мгновенно реагирующая на движения людей.
Попасть в центр не составляет труда. По словам директора учреждения, родители, как правило, сами звонят или приходят, узнав об организации от других людей или в школе, где учится ребенок, в детском саду или поликлинике.
– А мы со своей стороны размещаем объявления в учреждениях, на остановках, еженедельно консультируем родителей в детских поликлиниках, обращаемся в СМИ, одним словом, делаем все для того, чтобы о возможности получить социальную помощь узнало как можно больше людей, нуждающихся в такой поддержке, – говорит Наталья Судакова.
> Кстати
Востребованность
– В 2019 году в ГБУ «Волгоградский ППМС-центр» обратилось чуть более 1500 семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей групп риска, – отметила Наталья Александровна. – Большая часть детей показала значительный прогресс в интеллектуальном, эмоционально-волевом, физическом развитии. Это говорит о востребованности, эффективности и доступности услуг, которые оказывает ГБУ «Волгоградский ППМС-центр».
> Важно!
Как найти центр?
ГБУ «Волгоградский ППМС-центр» находится в Кировском районе по адресу: ул. 64‑й Армии, 111а. Информацию об учреждении можно получить на сайтах: ppms. ucoz. ru / ; http:// cpmpk 34. com. ru / , а записаться на прием, позвонив по телефонам: (8442) 66‑02‑79, 44‑00‑40, 44‑89‑65.
Марина Дорошева. Фото из архива организации