Вторник, 22.10.2019
07:52
ГлавнаяПроектВолгоградцам рассказали, как организовать «безбарьерную среду»

Волгоградцам рассказали, как организовать «безбарьерную среду»

9 февраля 2016

Термин «доступная», или «безбарьерная», среда упоминается во многих законодательных актах и применяется к элементам окружающего пространства, которые могут использовать люди сфизическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально этот термин использовался для описания зданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, передвигающиеся на инвалидных колясках.

Однако впоследствии в определение были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности, в том числе с инвалидностью по зрению. В широком смысле «безбарьерный», или «доступный», дизайн – это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.

У каждого свои особенности

– Существуют разные категории инвалидов, каждая из которых имеет свои специфические потребности в плане приспособления окружающей среды, – говорит менеджер Волгоградской ассоциации незрячих специалистов Евгений Рыбников. – Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психики. В зависимости от вида физических и сенсорных ограничений требуются разные подходы к формированию безбарьерной среды. Необходимо хорошо знать специфические особенности разных категорий инвалидов и способы обеспечения им условий для компенсации ограничений жизнедеятельности.

Условия для опорников

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, то есть использующие кресла-коляски или различные приспособления для ходьбы (костыли, трости и т. п.), испытывают физические трудности при передвижении на территориях и объектах. Поэтому создание безбарьерной среды для инвалидов-опорников связано с необходимостью серьезной реконструкции существующих объектов, а также с кардинальными изменениями в подходах к проектированию новых зданий и сооружений, уличной среды.

Это обусловлено тем, что инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от других людей. Они требуют более широких пространств для движения и маневрирования, нуждаются в пологих вертикальных поверхностях, испытывают затруднения в передвижении и нуждаются в наличии опорных устройств, с трудом преодолевают различные вертикальные препятствия в виде лестниц, порогов, им сложно пользоваться обычной мебелью и оборудованием.

Инфраструктура для незрячих

Специфической особенностью незрячих и слабовидящих является тот факт, что основное количество информации человек воспринимает визуально, и становится очевидным, что основной проблемой незрячих и слабовидящих является недостаточно полное восприятие окружающего мира. В частности, сюда можно отнести и самостоятельное передвижение в городских условиях. Это относится к пользованию объектами городской инфраструктуры, пользованию общественным транспортом и так далее. Во многих случаях из-за отсутствия доступной среды люди с ограничениями зрения подвергаются серьезной опасности на улицах наших городов. Но практически всех проблем данного характера можно избежать, создав некоторые условия, которые могли бы компенсировать отсутствие зрения.

Здесь важно отметить, что доступная среда для инвалидов по зрению представляет собой не только всевозможные приспособления и средства, созданные специально для незрячих и слабовидящих, но и вполне обычные, но правильно сделанные элементы среды (лестницы, тротуары и т.п.).

Следует подчеркнуть, что организация доступной среды для людей с инвалидностью по зрению менее затратна, в отличие, скажем, от нужд граждан, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Она не требует серьезных преобразований (перестройка зданий, строительство пандусов), а включает реконструкцию некоторых элементов, полезную не только незрячим, но и всем людям (поручни, ступеньки). К этому перечню добавляются лишь незначительные усовершенствования городского пространства (тактильные указатели, контрастные линии, подписи рельефно-точечным шрифтом Брайля, звуковой маяк и пр.).

Наполнить среду звуками

То же самое можно сказать и о неслышащих и слабослышащих людях. Они испытывают затруднения в ориентациии коммуникации при получении услуг, а также в обеспечении безопасности, то есть в получении своевременной информации об опасной ситуации. Для этой категории маломобильных граждан необходимо дублирование всей звуковой информации в доступной для них форме (текст, сурдоперевод) и применение специальных устройств усиления звука (индукционные петли и прочее).

Инвалиды с ментальными (интеллектуальными) нарушениями не имеют физических ограничений. Однако у них могут быть трудности восприятия и понимания информации, ориентирования в больших пространствах и т. п.

При этом нужно понимать, что доступная, «безбарьерная», среда – это понятие комплексное. Не бывает доступной среды только для одной категории граждан. Пандус помогает не только инвалиду-колясочнику, но и мамам с колясками, бабушкам с тележками, роллерам и скейтерам. А нужным образом устроенная лестница удобна и инвалидам, и старикам, и детям, и остальным людям.

Кого относят к маломобильным группам населения?

Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. Именно для них разработана программа «Доступная среда».

В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:

- инвалиды с нарушением зрения, слуха; поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);

- лица преклонного возраста (60 лет и старше);

- временно нетрудоспособные;

- беременные женщины;

- люди с детскими колясками;

- дети дошкольного возраста.

За рубежом к этой категории относят также людей с крупногабаритными вещами, с чемоданами и сумками на колесиках, покупателей с торговыми тележками, людей маленького роста, велосипедистов, детей и взрослых на роликах, скейтбордистов и т.п.

Как видно, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относится еще большое количество социальных групп.

41% (или 58 млн человек) от общей численности населения страны, составляет в настоящее время в России доля маломобильных. Из них:

10,7% – инвалиды всех возрастов;

16,3% – люди пожилого (старше трудоспособного) возраста, не признанные инвалидами;

6,2% – люди с временной утратой трудоспособности, с багажом, другие группы населения, имеющие ограничения в мобильности;

7,7% – дети в возрасте до 4-х лет (около 8 млн человек, в т.ч. в сопровождении одного взрослого человека трудоспособного возраста – около 3 млн человек).

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru