Волгоградцам рассказали, как ответить на детские неудобные вопросы

Главный совет психолога – быть с детьми честными и отвечать на неожиданные вопросы максимально просто и доступно.
В редакцию «Родного города» обратилась волгоградка Татьяна Дружкина, которая воспитывает шестилетнего сына. Женщина призналась, что в последнее время ребенок начал задавать «неудобные вопросы»: про смерть, деньги, откуда берутся дети, но она не знает, как правильно на них отвечать. О нюансах деликатных бесед с детьми нам рассказала известный психолог, писатель и мама пятерых детей Лариса Суркова.
«Тайна рождения»
Самый волнующий малышей вопрос – как появляется на свет человек. Каждый родитель боится таких тем и теряется, когда сын или дочь неожиданно в лоб спрашивает об интимном моменте.
– Говорить нужно обязательно, не отнекиваться, – советует Лариса. – Ребенок будет чувствовать ваши эмоции, будь то страх или смущение, но тогда его желание
изучить тему будет еще сильнее. Конечно, в возрасте 3‑5 лет ответить на вопрос, откуда берутся дети, гораздо проще. Например, можно сказать, что мама рожает, а если спросит, как это, сказать, что едет к врачам, которые малыша достают. А вот когда чаду 6‑8 лет, такими ответами уже не отделаешься.
Психолог рекомендует покупать специальную литературу по возрасту ребенка и вместе с ним изучать.
– Иногда достаточно дать ее ребенку для самостоятельного прочтения, однако в случае, если он с вопросом идет конкретно к вам, неважно, мама вы или папа – не суйте эту книгу ему в лицо, не гоните, – продолжает специалист. – Дети могут спросить: «Что такое секс, как сперматозоид попадает в яйцеклетку?» Задача родителей – не углубляться в физиологический процесс, говорить максимально естественно и просто. И главное здесь – это нейтральные эмоции в разговоре про «это».
Также, по мнению Ларисы, детей нужно подготавливать к этапам взросления и к изменениям в теле, которые их ждут.
– 10‑11‑летним нужно заранее рассказывать о том, что их тело вот-вот начнет меняться и что им с этим делать, – советует наша собеседница. – Это поможет избежать страха, а также ненависти к своему телу.
«Мы не вечны, но…»
Другое, не менее актуальное «почему и зачем» для детей связано со смертью и гибелью людей.
– Здесь важно смотреть на возраст и ситуацию, – поясняет Лариса. – Если детей несколько и разница в возрасте больше трех лет, то в этом случае должен быть отдельный разговор с каждым. Здесь спокойствие родителей также очень важно. И если в семье горе, то говорит тот, кто может это сделать без эмоций. Фразы «ушел от нас» или «уснул вечным сном» не стоит употреблять, поскольку дети воспринимают их буквально и потом боятся расставаний. И уже тем более опасно сообщать, что умерший просто куда-то надолго уехал – ребенок будет ждать возвращения.
Психолог рекомендует придумывать некие «приметы»: если приснился скончавшийся родственник, то он просто передает «привет» из своего нового мира. Или же что радуга – это бабушкина улыбка, а яркая звездочка на небе – близкий человек, которого недавно не стало.
– Сейчас есть много специальных терапевтических сказок на эту тему, которые помогают ребенку легче и проще понять, что произошло, – говорит Лариса.
Если речь о теракте или серьезных происшествиях, где много жертв, то самим эту тему при детях поднимать не стоит.
– Когда мама плачет, ребенок может спросить, почему. И в три года ваш ответ может быть: «Мне грустно», а в 8 лет, например, – что погибло много людей, – уточняет Лариса. – А дальше смотрите, стоит ли обсуждать это, в зависимости от характера ребенка и его желания. Во время разговора интересуйтесь его чувствами и мыслями, не давайте замкнуться в себе. При этом будьте готовы, что ваше чадо может как заплакать, так и рассмеяться. Ребенок может даже заболеть – это защитная реакция.
По словам психолога, если вопросы ребенка о смерти – это лишь любопытство, то нужно доносить информацию честно и доступно.
– Говорим, как есть, что каждый человек умирает, но перед этим он проживает долгую жизнь, рожает детей, а потом внуков, – отмечает психолог. – При этом не утаивайте, что смерть может случиться не только от старости, но и от болезней и несчастных случаев, а чтобы этого не было, нужно следить за своим здоровьем и быть осторожными. Помните, что ребенка надо учить не смерти бояться, а жить, говорить о безопасности, что делать в опасных ситуациях.
Почему не хватает денег?
Денежный вопрос тоже немаловажен в общении с наследниками. Как отмечает наша собеседница, многие родители с самого детства рождают в своих детях страхи и негативные убеждения на этот счет.
– Дети должны знать, что такое деньги, как они появляются и куда они уходят, – считает Лариса. – Понятие «бюджет» можно вводить уже в 3‑4 года. Показать это на примере апельсина. То есть целый фрукт – это деньги всей семьи, а каждая долька нужна для чего‑то: для оплаты коммунальных услуг, образования, еды, для покупки обуви и т. д.
Если возраст ребенка старше пяти лет, то отлично подойдут настольные игры, к примеру «Монополия».
– Поясняйте, что деньги – это оплата труда, расскажите, кем вы работаете и за что получаете зарплату, – рекомендует специалист. – Также дети должны знать, что деньги могут расти и размножаться. Их можно копить, положить под проценты, придумать, как их увеличить, но только честным способом.
Если сын или дочь проявляет характер и требует покупки, которую вы не можете себе позволить, то главное – не нападать.
– Дети часто говорят, что хотят иметь то, что есть у других, быть, как все, – продолжает психолог. – В этой ситуации не нужно кричать, что они богатые, а вы бедные, поэтому купить этого не можете. Поясните, что каждый человек уникален и у всех разные жизненные обстоятельства. Разложите по полочкам, на что ваша семья тратит деньги, и если совершить такую покупку, то чего вы лишитесь. Никогда не говорите: «Денег нет», «Деньги – зло» и подобные фразы. Не обсуждайте с чувством зависти других людей, лучше ищите примеры, где люди смогли добиться успеха, и рассказывайте их своим детям.
Евгения Савичева. Фото Кирилла Браги