Волгоградец работал в Египте и Чернобыле: «Сумел спастись от боевиков и радиации!»

Людей с такой биографией, как у 79‑летнего волгоградца Владимира Тулупова, встретишь не часто. Инженер по профессии, он строил дороги и военные аэродромы в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. А во время службы в армии судьба забросила его в Египет, на стройку Асуанской плотины, откуда он чудом выбрался живым. В 1986 году еще одно испытание –Чернобыль. Два месяца в зоне отчуждения не прошли без последствий – сейчас Владимир Савельевич очень плохо видит и с большим трудом слышит. С человеком удивительной судьбы пообщался корреспондент «Родного города».
Воевал в Египте
– Я всегда был здоровый как бык, – признается Владимир Савельевич. – 13 лет греко-римской борьбой занимался. Это в последние годы здоровье стало ухудшаться. И возраст сказывается, и, конечно, те два месяца в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Теперь больше времени на даче провожу, на свежем воздухе, летом мы с супругой Людмилой там постоянно живем.
Владимир Савельевич родился в Киргизской ССР, в городе Ош.
– Название моего родного города переводится на русский язык, как «лапша», – улыбается наш собеседник. – Я там окончил школу, потом пошел служить в армию.
Служил в основном в городах соседней Узбекской ССР – Ташкенте, Самарканде, Фергане. Но была в его биографии и запомнившаяся на всю жизнь командировка.
– В 1960 году в Египте начали строить Асуанскую плотину (гидроузел находится на первом пороге Нила недалеко от города Асуан. – Прим. авт.), СССР оказывал местным властям всяческую поддержку, даже Никита Сергеевич Хрущев однажды побывал на объекте. Естественно, далеко не всем нравилось, что в строительстве принимают участие советские специалисты. Участились налеты оппозиционеров, поэтому для охраны наших строителей в Египет отправили войска.
По словам Владимира Савельевича, стычки с членами вооруженных формирований проходили практически ежедневно.
– В дни наиболее тяжелых и крупных боев Нил окрашивался в красный от крови цвет. Трупы плавали прямо в реке, запах стоял невыносимый. Я, если честно, иногда даже есть нормально не мог – кусок в горло не лез. Мне удалось вернуться из Египта живым и невредимым, а вот многие бойцы из нашего и других подразделений погибли, – делится мужчина.
Вскоре после этого Владимир Савельевич вполне мог отправиться в еще более дальнюю командировку.
– Как сейчас помню, мы выстроились на плацу, и полковник Хухорев спросил, есть ли желающие отправиться на Кубу, помочь дружественному режиму Фиделя Кастро в борьбе с эмигрантскими
войсками, которых поддерживали США. Все сделали шаг вперед. Но одного желания было мало, нужно было пройти жесткий отбор. Меня не взяли бы по одной простой причине – отец был судим. По неосторожности убил женщину, оказавшуюся партизанкой, героем
войны. 10 лет лагерей получил. Кстати, на Кубе, как я считаю, погибло намного больше наших солдат и офицеров, чем в Египте.
Спас Куприн
После демобилизации Владимир Савельевич поступил в Томский инженерно-строительный институт.
– Окончил вуз с очень высоким баллом – 4,82. У меня была специальность «Автомобильные дороги», а квалификация – «Инженер путей сообщения». Но начинал работать мастером.
Тулупов принимал участие в возведении дорог по всей стране – на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
– Строили мы не только дороги. Например, я приложил руку и к строительству военных аэродромов в Уфе и Нарьян-Маре, возводили и мосты. Я даже целое положение разработал по их строительству. В работе дорожника нужно учитывать множество нюансов – климат, количество годовых осадков, состояние водоемов и т. д. Забавный был случай, когда строили дорогу длиной в 728 километров от Оша до Хорога. Приехал проверяющий и попал в капкан, в переносном смысле, конечно. Началась распутица, проехать было просто невозможно, на помощь пришли военные.
Однажды при строительстве дороги в Таджикистане Владимир Савельевич чуть не погиб.
– Я к тому времени уже женился, – вспоминает пенсионер. – Мы с Людой познакомились, когда газифицировали поселок под Ошем, где я жил, она работала в газовой службе, младше меня на семь лет. У нас три сына родилось: Алексей, Владимир и Артем, сейчас уже есть два внука и три внучки. Так вот, однажды мы строили горную дорогу, и с одной из вершин сошел сель. Многие ребята сразу погибли, я оказался под завалами. Меня спас мой верный пес по кличке Куприн. Он пробежал 14 километров до нашего дома, стал дергать Люду за юбку, жалобно выть. Жена поняла, что случилась беда, на место происшествия отправился спасательный отряд, меня откопали. Как‑то мы и под лавину чуть не попали, но тогда все обошлось. А Куприн, кстати, почти всегда заранее чувствовал приближение стихийного бедствия. В Таджикистане много чего было, что можно вспомнить. Например, я всегда удивлялся, что местные жители боялись шума, исходившего от озера Каракуль. Многие из них искренне верили, что в глубине водоема живет чудовище.
Нужно помнить
В 1986 году Владимир Савельевич строил алюминиевый завод в городе Турсунзаде.
– Руководство направило меня (Тулупов был начальником участка. – Прим. авт.) и нескольких рабочих в Чернобыль. Там при взрыве серьезные повреждения получил санпропускник, его пришлось отстраивать практически заново. Восстанавливали и отдельные помещения непосредственно на энергоблоке. Работать там было хоть и опасно, но достаточно просто. Дело в том, что каждое помещение было пронумеровано, а в инструкции написано, где и что конкретно нужно делать.
Рабочие жили в поселке Зеленый мыс (сейчас он называется Страхолесье. – Прим. авт.) на границе с зоной отчуждения.
– У каждого из нас был дозиметр, обязательно было ношение специальной маски. Если кто‑то нарушал эти правила, то его немедленно отправляли восвояси.
Владимир Савельевич пробыл в Чернобыле два месяца.
– Я только потом узнал, что из‑за командировки в Чернобыль имел право выйти на пенсию в 50 лет, а так работал до 60. В 2000 году мы с супругой перебрались в Волгоград, мне здесь дали квартиру. Каждый год 26 апреля я общаюсь с другими ликвидаторами. К сожалению, с каждым годом нас становится все меньше и меньше. Например, из 50 человек, с кем мы близко общались, в живых осталось только 15. Но самое главное, чтобы люди помнили ту страшную трагедию и тех, кто, жертвуя своим здоровьем, а зачастую и жизнью, ликвидировал ее последствия. Пройдя весь этот путь, я понимаю, что сам факт того, что сохранил жизнь – великий дар Божий, я благодарен, что был полезен на местах всех трагических событий.
> Наша справка
Крупнейшая катастрофа века
Взрыв на 4‑м энергоблоке Чернобыльской АЭС является крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. Непосредственно при взрыве погиб только один человек – оператор насосов Валерий Ходемчук, в медсанчасти умер от полученных ожогов и травмы позвоночника инженер-наладчик системы автоматики Владимир Шашенок. Но тысячи людей получили серьезное радиационное облучение. Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 тыс. кв. км, из них 70 % – на территории Украины, Белоруссии и России.
Андрей Шитов. Фото автора