Волгоградская мастерица: «Шила костюмы для кукол, теперь – для балерин»

Сшить костюм царской невесты или балетную пачку для нее – вопрос одной недели. Ирина Якушенко работает швеей в волгоградском театре и в буквальном смысле одевает актеров для спектаклей. «Родному городу» мастерица рассказала, почему ни за что не променяет эту работу на другую, сколько нарядов она шьет в день и что самое сложное в ее профессии.
«Мой первый герой – злодей»
В профессии Ирина уже 26 лет, а начинала чуть ли не с самого детства.
– У меня и мама, и бабушка шили, и я, глядя на них, делала наряды для своих кукол, – вспоминает 42‑летняя швея. – У меня не было сомнений, чем я буду заниматься в жизни. Пошла сначала в училище, потом в колледж. Даже преподавала немного.
Однако до того как попасть на работу своей мечты, наша героиня прошла большой путь.
– Я и шила на заказ повседневную одежду, и работала в ателье, и даже изготавливала спасательные жилеты, – рассказывает волгоградка. – Потом судьба занесла меня совершенно неожиданно в такую творческую атмосферу. Причем позвали меня, когда был самый пик, буквально за 10 дней до премьеры спектакля «Тоска». Мой первый герой, для которого я шила, был злодей. Кстати, это до сих пор одна из моих любимых постановок.
Несмотря на то что у Ирины не было опыта в создании подобного рода одежды, ее захватило с головой новое направление в работе.
– Мне было жутко интересно, я с удовольствием окунулась в процесс, – улыбается швея. – Ведь было все по‑новому: и отделка тканей, и сами наряды – в жизни мы так не ходим. Но больше всего мне было в радость, что здесь создаются костюмы для балета. А я обожаю этот вид искусства! И когда мне предоставляется возможность, я счастлива, что могу шить именно это.
Загружен каждый день
В создании эскизов Ирина не принимает участия, ее задача – сшить.
– Наш главный художник рисует эскиз, он утверждается, закупаются ткани, дается в разработку девочкам-закройщикам и отдают в работу портным, – пояснила волгоградка. – Костюмы изготавливаются по‑разному, в среднем за две недели. Но бывает, что и за три дня нужно сделать срочно.
Как говорит наша собеседница, успех спектакля зависит в том числе и от наряда актеров.
– Важно все – одежда, декорации, свет, звук, работа артистов, все должно быть в сочетании, – считает Ирина. – Иногда, бывает, выходит человек на репетицию в костюме, свет дали, и ты понимаешь – не то! Не так должно смотреться, ткань не так играет, потерялась. Поэтому «подгоняют», чтобы все вместе сочеталось.
Порой, по словам нашей героини, приходится переделывать какие‑то костюмы очень срочно.
– А еще актеры – творческие личности, им свойственна самокритика, поэтому наша задача еще и убедить их, что наряд сел хорошо, идет человеку, – признается швея. – Очень приятно, когда получаешь благодарности и от артистов, и от зрителей, которые тоже обращают внимание на наш труд.
Сложнее всего Ирине дается работа с бархатом, который часто применяется в создании театральных костюмов.
– Красивый материал, но он очень капризный, – рассказывает волгоградка. – Хотя потом не налюбуешься, какая красота получилась. Смотришь из зала на сцену, и душа радуется.
По словам нашей героини, в день у нее в работе может быть сразу по три костюма.
– Мы не только шьем новые, у нас есть и ремонт, есть и вводные в новые спектакли, – сказала швея. – Дней, когда мы ничего не шьем, не бывает, у нас очень загруженный график.
Сказочный мир
Творческая профессия не дает заскучать, рутинной ее точно не назовешь.
– Каждый раз новые ткани, новые герои, новая эпоха, то спящая красавица, то царская невеста, – с воодушевлением говорит Ирина. – Мне без разницы для кого шить – для мужских ролей или для женщин. Тут и боди, и купальники, и рюши, и шубы. Все есть!
По признанию девушки, работа не отпускает ее, даже когда она дома и отдыхает.
Включаешь телевизор, там исторический фильм, так я не за сюжетом слежу, а на наряды смотрю, – смеется Ирина. – Думаю, ну как этот воротничок стоит, как они его поставили? Каждый раз с профессиональной точки зрения оцениваешь. Конечно, хотелось бы побывать в крупных российских театрах, посмотреть на их работу, на то, какие они шьют костюмы.
Ирина уверяет, что во время создания нарядов она уделяет острое внимание каждой детали.
– Каждая деталь и сложна, и интересна в работе, – говорит работница театра. – От этого зависит итог. Даже обычный воротник требует полной сосредоточенности. Ведь хочется, чтобы все было действительно красиво. Это даже самой приятно. Есть ощущение, что в каком‑то сказочном мире находишься. Я однозначно на своем месте, не представляю себя в другой профессии.
Евгения Савичева. Фото Сергея Григоренко.