Четверг, 22.02.2018
15:39
ГлавнаяГазетаОбществоЮных волгоградцев научат создавать роботов-гениев?

Юных волгоградцев научат создавать роботов-гениев?

4 октября 2017

Все большую популярность набирают занятия робототехникой. «Сегодня хобби – завтра профессия», – гласят рекламные листовки. На уровне правительства обсуждается возможность введения соответствующей дисциплины в школьную программу.

Есть ли в этом смысл и каких свершений можно ждать от юного техника, рассказывает Андрей Исаев, руководитель кружка робототехники при вузе.

Техническая мощь

– Андрей Викторович, впервые после советского периода сейчас поднимается волна интереса к технике. И в Волгограде, и в других городах появляются соответствующие кружки. Насколько это оправданно и насколько сегодня в целом востребованы технические мозги?

– Техническое образование архиважно! Наличие технических специалистов поддерживает ни много ни мало жизнь в стране. Без них со временем встает любое производство, становится не на чем ездить и нечего есть. Технари-разработчики стимулируют создание и развитие материально-технической базы, они создают конкретные товары. К слову сказать, гуманитарии, при всем уважении к ним, товар не создают, конкретику в жизнь не привносят.

– Однако долгие годы в России в чести были гуманитарные направления. Сохранили ли при этом технические специалисты свои позиции?

– Дефицит педагогов очень большой. Не просто из-за моды на гуманитарные науки. Все гораздо серьезнее: разрушена система поддержки талантливых специалистов, многие разъехались в другие страны или переквалифицировались. Кроме того, в постсоветский период из системы образования выбита техническая составляющая. Из школьного курса исчезло черчение, регулярно всплывали разговоры о том, что нужно убрать и физику – она якобы перегружает детей. В результате в технические вузы стали приходить ребята, у которых совершенно не развито пространственное мышление, они в ужасе, когда им предлагают сделать какой-либо чертеж.

В общем, на данный момент ситуация неутешительная. Видимо, поэтому «наверху» и пошли разговоры о подъеме технического образования со школьных лет: и черчение обещают вернуть, и новые школьные предметы ввести, и приветствуют появление технических кружков. Все уже понимают: если Россия хочет сохранить свои позиции в мире, нужно растить новое поколение людей – технически грамотных и, конечно, патриотически настроенных.

В частности, для этого и мы создали кружок робототехники – подготовить пул детей, которым интересно будет учиться, познавать, изобретать, и из которых потенциально могут выйти столь ценные для страны инженеры-разработчики.

Нежный возраст

– В Волгограде подобные кружки обычно набирают детей с 5-6 лет. В каком возрасте целесообразно отдавать ребенка на робототехнику?

– Смотря чем в этом кружке занимаются. Если собирают «Лего», то это можно делать с детсадовского возраста. Если осваивают программирование, делают первые микросхемы, то это ближе к уровню 5-6-го классов. Но в каждом конкретном случае надо решать индивидуально. К нам, например, в прошлом году пришел третьеклассник, который уже сам спаял блок питания, на все вопросы на занятии отвечал правильно, в то время как семиклассники отмалчивались.

Но важно и контролировать уровень обучения в кружке. Если ребенку уже 12, а он все собирает «Лего», это уже не развитие. И коли в данном кружке не предоставляют иные условия, надо переходить в другой.

В то же время, если второклассника пичкают формулами, это тоже неправильно. Можно так «накормить» увлеченного ребенка информацией, что у него пропадет весь интерес к, казалось бы, любимому занятию. А вот на уровне 4-5-го класса уже можно говорить о некоторых законах и формулах. Это лишь формирует понимание физики как науки закономерностей и интересных открытий.

– Обучение в кружке робототехники должно соответствовать уровню школьной программы?

– Думаю, надо идти на опережение. Школьный курс физики начинается с 7-го класса, и весь материал систематизирован, разложен по полочкам. Это бывает скучно, может набить оскомину. Чтобы ребенок не ставил стену: «Это не мое, я гуманитарий», нужно увлечь. В этом и заключается, как мне кажется, цель технического кружка.

У нас, например, уже с третьего, четвертого класса дети начинают разбираться, почему техника работает, почему ломается, что такое ток. Все это возможно освоить на уровне игры и прийти к серьезным выводам.

Главное поймать возраст, в котором ребенок горит что-то делать руками – это примерно с 3-го по 7-й класс. В этот период у ребенка есть интерес и есть некоторая база, но еще нет понимания, как что-либо делать. Поэтому этот возраст нужно максимально использовать для того, чтобы научить, помочь. Самое ценное, чему можно научить – думание руками: когда анализируют, а потом воспроизводят обдуманное.

Почему изобретать лучше в команде

– В любом кружке приходится сталкиваться с разочарованными родителями, которые не увидели в ребенке или в его работах предполагаемых изменений или высот. Чего следует ожидать от занятий робототехникой? И в какие сроки?

– Однозначно нельзя настраиваться, что в таком кружке из твоего ребенка сделают гения.

Главное, чтобы у ребенка горели глаза, чтобы было желание учиться и пробовать. В идеале на занятии должны присутствовать и теория, и практика. Вначале мы, к примеру, объясняем, какую вещь попытаемся смастерить, как она функционирует и для чего нам это вообще нужно. Затем приступаем к работе. После каждого занятия у ребенка должен остаться реальный опыт проб и ошибок. А в конце программы, то есть через полгода-год занятий, – ощутимый плод занятий: схема, конструкция, которую ребенок сделал самостоятельно или как член команды.

В результате обучения за два-три года у ребенка должно появиться проектное мышление и база знаний, от которой он уже может отталкиваться и двигаться дальше.

– Вы упомянули командную работу. Для чего это нужно в данном виде деятельности?

– Слабому участнику поможет подтянуться – дети друг другу удивительно доходчиво доносят подобные вещи. А сильному позволит научиться не подавлять других, не концентрировать работу в своих руках, а распределять на других. Ведь надо признать, что отличники почти никогда не становятся лидерами, потому что всегда рассчитывают на свои силы. Троечники в этом смысле гораздо успешнее – они знают, что своими силами им результата не достичь, и потому подтягивают к работе нужных людей.

Да и вообще в мире крайне мало людей, готовых взять ответственность за других, организовать работу – не больше 5 %. Этому надо учить.

– Занятия в кружке должны дополняться домашней работой? Если да, должен ли этот процесс быть сугубо самостоятельным или возможно сотворчество с видеоинструктором?

– Домашняя работа – не в обязательном порядке, а по желанию. Видео – пожалуйста, но оно должно быть помощником в том, что ты задумал сделать, а не заменой твоей работы. Делаешь, например, такую-то модель, дело не клеится. Посмотрел видео – понял, в чем твой прокол. Ролик не должен быть перегружен внешними эффектами, для эмоций. Он должен быть информативный, учебный.

– Сколько часов робототехники в неделю достаточно для полноценного обучения?

– Два часа, два занятия. Одного явно маловато, три же часа чреваты тем, что ребенок замкнется лишь на техническом увлечении, станет «ботаником». А ему в этом возрасте нужно и в спорте себя попробовать, и, может, в искусстве, ремесле. Чтобы он в дальнейшем смог правильно выбрать свою стезю. Еще раз повторюсь, подростковый возраст нужно использовать по максимуму, и тогда вы в любом случае получите настоящего специалиста в любимой профессии.

Юлия Казанджан

Фото Сергея Григоренко

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
 
 
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ

 

 

Главные новости

24‑летний Леонид Филин (имена, фамилии, возраст и иные данные героев публикации изменены. – Прим.ред.) приехал в Волгоград из глубинки. 

ЧП произошло в субботу в 4.20 утра в Ворошиловском районе Волгограда. В дежурную часть МЧС поступил звонок от жителя девятиэтажного дома на улице Буханцева, мужчина сообщил, что квартира соседей объята огнем.

29‑летняя девушка признает себя виновной лишь отчасти. Мать одного из убитых требует с подсудимой моральный ущерб, который оценила более чем в миллион рублей…

От Михаила Смирнова (имена, фамилии, возраст и иные данные героев публикации изменены. – Прим.ред.) отвернулись все друзья, мужчину разыскивают коллекторы. Единственный человек, с кем он поддерживает связь, – гражданская жена, которая, с ее слов, систематически подвергается насилию.

 

Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru