Знай свои права: что делать, если банк выдал кредит без вашего ведома

Важно помнить, что по гражданскому законодательству банк не вправе выдать вам кредит без вашего заявления. И, конечно, увидев подозрительные новые услуги в онлайн-кабинете банка, сразу звоните в службу поддержки организации.
Когда волгоградка Юлия Севастьянова в очередной раз зашла в онлайн-кабинет финансовой организации, в которой держит вклады, то ужаснулась. «Было указано, что мне выпущена кредитная карта, был указан ее номер, срок действия и также открыт банковский счет. Еще была пометка, что задолженность, мол, не сформирована. Дело в том, что никакую кредитную карту я оформлять не собиралась», – делится Юлия.
Наша собеседница имеет принципиальную позицию по линии кредитов – Юлия никогда не брала кредит и, с ее слов, не намерена этого делать в будущем.
– Поэтому увиденное меня особенно возмутило, – рассказывает «Родному городу» Юлия Севастьянова, юрист, кандидат юридических наук. – Первое, что сделала, – обратилась в службу поддержки клиентов банка. Меня выслушали, удивились и заявили, что, вероятно, это дело рук мошенников, после чего рекомендовали обратиться в правоохранительные органы.
По словам Юлии, важно понимать, что по гражданскому законодательству банк не вправе выдать вам кредит без вашего заявления.
– С моей стороны, разумеется, никаких заявлений не было, потом банк прислал СМС о блокировке карты и повторно уже в сообщении рекомендовали идти к правоохранителям, – продолжает Юлия. – Но так как сам прецедент был, я решила обратиться в банк с письменным заявлением, где описала случившееся и задала вопросы: на основании чего выпущена карта, открыт счет, являются ли они действующими? Просьба ответ направить по адресу.
Юлия отмечает, что через некоторое время она узнала, что позиция банка на произошедшее изменилась.
– После того, как письменного ответа по факту заявления в банк не пришло, я снова позвонила в службу поддержки. На этот раз мне ответили, что выпуск карты был произведен в рамках предодобренного предложения. То есть речь о третьих лицах, которые незаконно якобы орудовали в моем онлайн-кабинете, уже, я так поняла, не шла, – отмечает волгоградка. – Поясню, что в законодательстве нет такого понятия, как «предодобренное предложение», это термин банкиров. Вам приходит СМС, к примеру, где указано, что одобрен кредит на определенную сумму. Допустим, вы приходите в отделение банка и хотите взять кредит на указанных в СМС условиях, а в банке вам говорят, что это гипотетическая возможность и нужно оценить вашу платежеспособность. Далее, как правило, следует обычная процедура оформления кредита, при которой вам могут и отказать, и одобрить.
Таким образом, по словам Юлии, «предодобренное предложение» – по факту явление рекламного характера.
– Если банк якобы уже выпустил карту без моего заявления и открыл счет, то кто даст гарантию, что с такой же легкостью он не будет совершать иные действия в моем онлайн-кабинете? – возмущается Юлия. – Финансовая среда – интимная сфера, ведь речь идет о банковской тайне, а это подразумевает абсолютную сохранность, конфиденциальность и защищенность. Я, кстати, клиент этого банка порядка 10 лет и имею премиальный статус. И тут такая история…
Юлия направила жалобы в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, в отделение по Волгоградской области Южного ГУ Банка России и в сам банк. Мы решили сделать то же самое, в запросах описав ситуацию Юлии, и задали вопросы: на основании чего ей была выпущена карта и привязанный к ней счет и действующие ли они?
Жалуйтесь в ЦБ
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области:
– По факту установления правомерности выпуска кредитной карты и открытия привязанного к ней счета необходимо письменно обратиться в банк с требованием документа, который являлся основанием для открытия счета, а также изложить свое требование о закрытии привязанного к кредитной карте банковского счета.
В случае отказа в удовлетворении требований необходимо обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Договор может быть признан недействительным в судебном порядке.
Действия банка по выпуску кредитной карты и открытию привязанного к ней счета без согласия Юлии Севастьяновой влекут нарушение ФЗ от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности». Контроль за соблюдением вышеуказанного ФЗ возложен на Центральный Банк России.
Пишите, звоните
Отделение Волгоград Южного ГУ Банка России:
– Банк России не комментирует деятельность действующих коммерческих банков. Но гражданин может обратиться в Банк России через интернет-приемную. Ссылка на этот сервис указана на главной странице сайта-регулятора www.cbr.ru. Для более детального и максимально быстрого рассмотрения к обращению необходимо приложить подтверждающие документы, скриншоты или аудиозаписи. Можно обратиться письмом: Москва, ул. Неглинная, 12 или через бесплатный круглосуточный телефон 8‑800‑300‑30‑00.
Проверим – ответим
Финансовая организация:
– Сейчас банк проводит проверку по указанной ситуации. Сотрудники банка связались с клиентом, была достигнута договоренность направить клиенту официальный ответ по факту завершения проверки.
Артем Карасев. Фото Сергея Григоренко