Вторник, 12.11.2019
07:27
ГлавнаяПроектВолгоградские художники и акционисты готовят новую декаду паблик-арта

Волгоградские художники и акционисты готовят новую декаду паблик-арта

4 февраля 2016

В Волгограде состоялся оpen call предстоящей (второй по счету) волгоградской декады паблик-арта «(Из)Обретая публичное…», которая должна пройти в конце июня. Прошлым летом многие горожане с интересом наблюдали хэппенинги и перформансы, художественные микроинтервенции пока еще экзотического для нас уличного искусства. О смыслах этих проектов мы говорим с искусствоведом, куратором Антоном Вальковским.

Навстречу друг другу

– Антон, может ли уличное искусство влиять на жизнь города и горожан? Ведь оно не для массовой аудитории?

– Не соглашусь. Как раз наоборот. Классическое искусство – автономно, зритель воспринимает его пассивно, с позиции наблюдателя. Актуальное же искусство делает зрителя соучастником. Оно ведет к продуктивным изменениям, если не материальным, то на уровне сознания. Меняет наше отношение к привычным вещам, людям, окружению; возвращает веру в то, что при помощи коллективного действия, коллективного ответственного поступка можно что-то изменить. Мы учимся не быть зеваками в «обществе спектакля», но быть режиссерами собственной жизни. В этом современное искусство сближается с социокультурным проектированием.

Оно становится менее элитарным и более демократичным. На примере многих российских грантовых конкурсов в сфере культуры мы видим явный поворот к работе по формированию сообществ. Если мы сможем создавать чувство сопричастности между людьми, научить их технологиям проектной работы, они получат ресурсы для того, чтобы реально изменять свою жизнь к лучшему, а не ждать, что это сделает кто-то другой.

Хотя я не отрицаю, что столкновение с современным искусством для кого-то может оказаться болезненным: оно выводит человека из состояния пассивности и апатии, из зоны комфорта.

«Точки входа»

– Что вы лично для себя поняли после окончания первой декады паблик-арта? Нашли его «точки входа» в Волгоград?

– Во время реализации отдельных художественных проектов мы подтвердили ряд гипотез о Волгограде и его жителях. Например, что многие горожане, живущие здесь на протяжении десятилетий, часто не соотносят себя с Волгоградом, мечтают уехать в другие регионы. В рамках проекта Тамары Нечаевой «Простые вещи» мы пытались вернуть это утраченное чувство связи с городом (в одном из городских двориков на веревке были развешаны футболки с авторскими принтами – очаровательными видами Волгограда; прохожие могли их обменять на вещи и воспоминания. – Прим. ред.). Другие проекты, например «Плохие портреты» Антона Капустина, подтвердили нашу гипотезу об отсутствии связей и взаимодействия между отдельными автономными сообществами в Волгограде (любопытнейший соцэксперимент, когда на «волгоградский Монмартр» – Аллею Героев пришел посторонний художник и попытался там поработать, рисуя портреты прохожих за 10 рублей. – Прим. ред.). Состояние ума многих волгоградцев – это состояние войны, когда доминируют недоверие, подозрительность. Наши художественные проекты, даже если и не смогли изменить существующую в городе ситуацию, задали важные для города вопросы. А выбранные нами «точки входа» оказались своего рода экспериментальными лабораториями, в которых тестировались новые формы взаимоотношений.

– Что нам ждать от новой декады паблик-арта?

– Мы продолжим работы по открытию новых пространств в городе, привлечению к ним внимания общественности. Пока детали сохраним в секрете, но вас ждет много сюрпризов. Кроме того, надеемся продолжить работу по поиску новых партнеров и налаживанию межсекторных связей между культурой, властью и бизнесом, государственным и негосударственным секторами, коммерческими и некоммерческими организациями. А все желающие могут присоединиться к проекту уже сейчас. Мы рады и художникам, и организациям, которые готовы предложить свои пространства для творческих экспериментов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Материалы под рубриками «Актуально», «Люди дела», «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Рейтинг@Mail.ru